Найти тему
На страже Родины

Исполняется 200 лет со дня образования первого в России военно-образовательного учреждения для обучения военных топографов

22 октября исполняется 200 лет со дня образования первого в России военного учебного заведения подготовки военных топографов.

Училище топографов учреждено Указом императора Александра I в январе 1822 года, а уже 22 октября того же года в нем начались первые занятия. Обучение в этот период длилось два года, выпускники получали профессию военного топографа и были способны самостоятельно выполнять топографические съемки и картографические работы. Первым инспектором училища был подполковник Валериан Галямин, офицер свиты его императорского величества по квартирмейстерской части.

С 1832 года училище стало именоваться «школой топографов», а с 1866 года – «Военно-топографическим училищем».

В XIX-м веке выпускники училища топографов сыграли важную роль в становлении российской государственности, картографировании обширных территорий Российской Империи, топографическом обеспечении военных действий.

-2

Военные топографы принимали участие в топографических съемках в различных регионах страны, выполняли астрономо-геодезические и нивелирные работы, составляли и издавали топографические карты, доводили их до войск в необходимом количестве.

-3

Благодаря выпускникам училища Корпус военных топографов стал сильной самостоятельной структурой русской армии, выполняющей все поставленные задачи на высоком технологическом уровне своего времени. Об этом свидетельствуют успешные результаты топографического обеспечения войск в войнах: русско-турецкой 1877-1878 гг.; русско-японской 1904-1905 гг.; первой мировой 1914-1918 гг.

-4

После Октябрьской революции и гражданской войны Военно-топографическое училище вновь стало надежным военно-учебным заведением, подготавливая квалифицированные кадры военных топографов для решения задач в составе Военно-топографической службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В училище активно проводилась научная работа, осваивались и совершенствовались новые методы топографических и геодезических работ с использованием: воздушной съемки местности; фотограмметрической обработки снимков; фототеодолитной съемки; барометрического нивелирования; гравиметрической съемки; новых способов уравнивания геодезических сетей; многоцветной печати карт. Многие выпускники училища, получив богатый практический опыт, стали успешными командирами частей Военно-топографической службы и видными учеными.

В ходе Великой Отечественной войны на долю Военно-топографического училища, как и на весь советский народ, выпали серьезные испытания. Фронту требовались кадры военных топографов, но обучение курсантов пришлось организовывать в условиях эвакуации, на недостаточно подготовленной материально-технической базе. Тем не менее училище сумело подготовить сотни квалифицированных военных топографов, сделав за годы войны семь полноценных выпусков молодых лейтенантов. Вклад коллектива училища в достижение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов был отмечен орденом Красного Знамени.

В послевоенный период Военно-топографическое училище вместе со всей страной переживало необычайный подъем в техническом, технологическом и организационном плане. Стремительно развивались новые направления в геодезии и картографии: гироскопического ориентирования; космической геодезии и фотограмметрии; свето- и радио-дальномерных измерений; создания подвижных топографических, геодезических и картографических комплексов. Сложность и наукоемкость обучения курсантов потребовали перевода училища в статус высшего военно-учебного заведения, что было сделано в 1968 году. В этом же году за успехи в подготовке военных кадров училище было вновь награждено государственной наградой – орденом Красной Звезды. Материальная база училища и учебного центра в Новгородской области получили существенное развитие.

В 1970–1990-е годы Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище работало исключительно плодотворно, выпуская 200-250 человек ежегодно по трем базовым специальностям: геодезия, топография, картография. Выпускники училища уверенно проходили службу в воинских частях, а также в топогеодезических подразделениях видов и родов войск. Многие получили боевой опыт, проходя службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в 1979-1989 годах.

Российский период истории школы топографов связан с существенными организационно-штатными изменениями. В настоящее время Военно-топографическое училище осуществляет свою деятельность в форме факультета топогеодезического обеспечения и картографии Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. Профессорско-преподавательский состав факультета готовит высококлассные военные кадры, готовые и способные организовать топогеодезическое и навигационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом удовлетворяются растущие требования войск в продуктах геоинформатики и других высокотехнологичных средствах топогеодезической информации.

-5

Организация топогеодезического, навигационного и геоинформационного обеспечения войск в районах проведения специальной военной операции подтверждают правильность существующих методик обучения и воспитания будущих офицеров.