Добро пожаловать на Остров!
Сегодня у нас премьера третьего эпизода дискоописания Капитана! Режиссер и постановщик, автор сценария и музыкальный редактор в одном флаконе - наш Пятница, а-ка Сергей Беляев!
Кто по, надеюсь, уважительным причинам пропустил первые две серии этого увлекательного сериала, прошу заглянуть в оные, ибо...ибо... паки херувимы, одним словом)))
"Возьми РЫБОГОЛОВОГО!", или Что Делать с "Копией" Капитана. Бифхарт ин май Харт...
Странные предложение от московского тусера aka фарцовщика и вопрос от дилетанта...
Ответ-то уже дан: "Beefheart is STRICTLY in my HEART..." ((C) автор-аноним).
Первое: БРАТЬ.
Второе: СЛУШАТЬ. Попробовать...
Добрый день, прогоманы!
Продолжаем о самом НЕ-проговом. И вообще - НЕмузыкальном Капитане. Доне Ван ВЛИТЕ нашем. КАДАВРЕ. (С)
Это самый ДОСТУПНЫЙ, "straight" - начинаешь понимать логику Заппы, когда он ЭТИМ словом назвал свой лейбл! - трек с этого БЕЗУМИЯ!
Всё остальное беременным и интеллигентам слушать не рекомендуется! "Хайли АН-рикомендид!" (С)
И это понятно: 56-е - всего лишь! - место в Топе-500 "лучших всех времен-народов" от RS.
Практически полное отсутствие мелодий, ненормальный, мягко говоря, голос Капитана, БЕШЕНОЕ звучание инструментов, издевательские эксперименты с ДЖАЗОМ и БЛЮЗОМ.
Но с 49-го прослушивания этот ДИСОЧЕК "полюбляешь", и всенепременно! Ну если ты не эстет, выросший на Заппе и "ВЕЗЕР РИПОРТ"...
Слушал ли Лу РИД Капитана и его "Реплику" перед тем, как ваять свой безобразнейший "МММ"? Хайли лайкли, да.
Но в ТОТ год, 1969-й, еще не было ни издевательств Рида, ни Тома УЭЙТСА, который также своим генио-безумством в некоторых ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ вещах, несомненно, обязан Бифхарту.
Уэйтс, правда, ПРИЧЁСЫВАЛ свою музыку. Капитан ходил ЛОХМАТЫМ.
Ну и где больше СУМАСБРОДСТВА? "И гласу Заппы мы внимаем..." (с) Хоть его и нет в кредитах. На этом диске, вообще, КУЧА звезд выступила анонимно. Боялись? Было чего...
Капитан в ЭТОМ своем Magnum Opus похож на чокнутого ПРОФЕССОРА: ставит ОПЫТЫ над чем-то давно устоявшемся, вроде самобытного ФИЗИКА, разрушающего все Законы и Теоремы с Аксиомами. ОППЕНГЕЙМЕР от мира Авангарда. И его Аламогордо с вышкой. И - ПРОТОТИПОМ.
("А кто взорвет НАСТОЯЩУЮ?! - А не будет ЕЕ. Он - Первый и Последний. - В ПРОМЫШЛЕННЫХ масштабах, да. Я согласен..." (с))
Единственный "минус" альбома - то, что он ДВОЙНОЙ, а не одинарный. Но, с другой стороны, - это ПЛЮС. Мы ж с вами о промышленных говорим...
И снова - Заппа. И снова - КОПИЯ. На этот раз - мышеловки. "Кто у нас сегодня МЫШЬ?" (С)
Заппа, как вы знаете, друзья, - еще и ПРОДЮСЕР этой... хм... АРОМАТНОЙ ХАКИ. Защитного цветуёчка альбумец Альцгеймера.
Заппа и Капитан ВЗАИМОобогатили друг друга: здесь есть пара трекок, ну в точности сошедших с запповского "Weasels..."
Помимо "Pena", "Дикая Жизнь" тоже не позволяет не обратить внимания.
На "закрывашке" "Мак на День Ветерана" есть совершенно хард-рок-блюзовый дух, и передан он безупречно.
Еще немного "статистики" и двинемся далее, друзья. Ибо о "Копии Маски Форели" можно рассуждать бесконечно. А этого, как раз, Капитан в отношении своих опусов не любил. Зачем болтать, когда надо СЛУШАТЬ?!
Итак, ЗАППОВСКИЙ лейбл. Запповское продюсирование. Слова Джона Пила о том, что это "the best pop album ever made". Кристгау, Дэвид Линч, Джон Лайдон... Проще назвать тех, кто остался РАВНОДУШНЫМ. Беглый пачуко, ибо не слышал. Глухой пёс в Трес Аламос. Ибо заблудился в трех ТОПОЛЯХ.
Хватит хвалить! Давайте уже ругать! Начнем по порядку!
"А за что ругать-то?! Не получится: "Слижи Мои Лейбачки, Детка" уж был так хорош, что стал любимым у САМОГО!" (С)
Так говорили ТОГДА, в декабре 1970-го. Так говорят и теперь и многие слушатели - из тех, что разбираются в дискографии Капитана - и многие критики всех поколений.
'60-е годы Бифхарт завершал на бодрой, оптимистичной, ПРИПОДНЯТОЙ ноте. О названии альбома: Ван Влит пояснял, что мысль "избавиться от штампов, навешанных на музыку" его и Банды, "родилась давно..." (с)
Были задействованы ДВА "лейбачка", "Straight" и "Reprise". Продюсинг Бифхарт не доверил никому. Альбом целиком - ЕГО собственных рук детище.
Запись ознаменовалась возвращением в группу Джона Френча, которого после записи "Реплики" Бифхарт вышвырнул из коллектива. И фигурально, и буквально: в процессе "творческого конфликта" Френч был спущен Капитаном с лестницы!
Благодаря заметному весу Джона Пила на ВВС пластинка провела 11 недель в чартах, поднявшись в итоге на 20-ю позицию. Выше этого альбомы Капитана в британских "хит-парадах" не подымались...
А далее - ТЕРПЕНИЕ и БЛЮЗ, друзья мои!
Терпение - ибо все ЧЕТЫРЕ вещи со следующего релиза, "Mirror Man", - длинные, зараза, ДЖЕМЫ родом аж из 1967-го года!
Блюз - так как это БЛЮЗЫ и есть. В той форме, как принимал и понимал это "искусство черных" Бифхарт ТОГДА. Три с половиной года назад.
Вполне понятно, что выпущена пластинка была на "Будде" и продюсером был ни кто иной, как наш с вами любимейший Боб Краснов!
Если коротко и внятно: "Человек из Зеркала" - это то, что не вошло в свое время в "Strictly Personal". Злые языки шутили, что эти четыре оказались "недостаточно личными" для включения в ТОТ релиз...
Что касается ДЛИНЫ треков, желание создать и выпустить ЭПИКИ возникло не на пустом месте. 19-минутный "Revelation", откровенно предложенный "Love" на их "Da Capo" '66-го, и 11-минутный "Аллигатор", укусивший всех поклонников "Grateful Dead" на их "Гимне Солнца" '68-го, были хорошо знакомы Капитану, по свидетельству современников. Да и "Cream" давали прикурить своей 16-минутной "Spoonful" от Вилли Диксона, при оригинальной записи Волка в 2:45.
Долгота и широта - что еще нужно, чтобы спокойно встретить ЗРЕЛОСТЬ Бифхарта? Вопрос и тогда был риторичен...
А в январе 1972-го на "Reprise" вышел Капитан без Банды. Хотя все были на месте, и Харклроуд, и Френч, и Бостон...
Почему? "Самый доступный из альбомов Бифхарта!", "Полностью основанный на блюзе!" Эти и другие слоганы не дают ответа на вопрос, почему на конверте нет указания "... and The Magic Band". Что, МАГИЯ кончилась? Отнюдь. И очень скоро мы в этом убедимся.
А пока - маримба & jingle bells. Нетипичные для БЛЮЗА.
Мы простимся до следующей Серии, друзья!
Stay tuned!
(C) 2022
(© Prog Island, SPb, October 2022)