Найти тему
Записки Шурика

«Не может быть» - пиво, подковы и Купидон.

23 октября 1975 года на экраны СССР вышла одна из самых популярных комедий Леонида Гайдая «Не может быть». Только за первый год проката её посмотрели более 50,9 миллиона зрителей и по полярности в тот год фильм уступил только «Афоне». Фильм был сделан в виде киноальманаха и объединял в себя три новеллы по рассказам Михаила Зощенко. Как и в других комедиях Гайдая, в фильме было много музыки, которую написал постоянный партнер Леонида Иовича, композитор Александр Сергеевич Зацепин.

Рекламный плакат фильма.
Рекламный плакат фильма.

Тут необходимо маленькое пояснение: Александр Сергеевич Зацепин всегда брался за работу с непременным условием – в фильме должна быть песня! Расчет простой – даже самый скромный тираж фильма позволял «прогреметь» песне по всей огромной стране не прибегая к посредничеству радио, телевидения и грамзаписи. Умение сочинять хиты делало такой «симбиоз» композитора, поэта и режиссера взаимовыгодным. Фильм получал необходимую «изюминку», а удачную песню из фильма моментально подхватывали многочисленные ресторанные ансамбли, профессиональные ВИА и певцы, после каждого концерта заполнялись рапортички и после этого начислялись авторские. Схема работала практически безотказно и позволила Александру Сергеевичу создать в Москве чуть ли не единственную частную студию звукозаписи, которая могла соперничать по качеству аппаратуры со студиями на «Мелодии» и «Мосфильме». Да и в отношении коллег-музыкантов Александр Сергеевич не скупился, справедливо считая, что любой труд должен соответствующе оплачиваться. Для записи музыки к фильмам приглашались лучшие музыканты, которым Александр Сергеевич платил из своего бюджета.

Александр Зацепин на презентации книги "Есть только миг...".
Александр Зацепин на презентации книги "Есть только миг...".

Но вернемся к фильму. Для каждой из новелл Александром Зацепиным и поэтом Леонидом Дербеневыма были созданы три песни, а еще одна – «Всё может быть» заключала весь фильм.

Для новеллы «Преступление и наказание» была написана песня «Губит людей не пиво..», которую исполнил Вячеслав Невинный, снявшийся в фильме. До этого Вячеслав Михайлович не пел ни в театре, ни в кино. И считал, что ему это делать не следует. Но Гайдай настоял на своем. И оказался прав – этот музыкальный номер стал настоящей визитной карточкой актера. Вячеслав Невинный рассказывал, что ему пришлось применять "володинский метод вокала" - по имени знаменитого актера оперетты Владимира Володина (помните его номер "«Весь век мы поём»" в фильме "Цирк" Григория Александрова?).

Источник: страница Киноконцерна "Мосфильм" на сайте youtu.be

Однако режиссеру потребовалось приложить немало сил, чтобы песня осталось в фильме – цензура вполне обоснованно предполагала, что это будет фактически гимн пенному напитку. Как компромисс – убрали один из куплетов, но сейчас на «Яндекс-музыке» можно услышать полный вариант песни.

Пиво на съемках, кстати, было самым настоящим. Ну, а раков в Астрахани, где снимался фильм, всегда хватало.

Олег Даль, тщательно отбиравший для себя роли, неожиданно для многих дал себя уговорить сняться в новелле «Забавное приключение» и блистательно исполнил песню о Купидоне.

На съемках фильма - О. Даль, С. Крючкова и Л. Гайдай. Фото из открытых источников.
На съемках фильма - О. Даль, С. Крючкова и Л. Гайдай. Фото из открытых источников.

Я, например, спустя 45 лет, хорошо помню, как впервые смотрел этот фильм восьмилетним подростком с родителями в кинотеатре, и самым запоминающимся моментом в фильме для меня был именно этот эпизод с песней. А еще помню, что почему-то долгое время считал, что это был Андрей Миронов.

Заключительную песню спел Олег Анофриев. Интересно, что в первоначальном варианте фильма, показанном приемной комиссии «Мосфильма», этой песни не было. Но финал фильма членам комиссии показался очень похожим на финал «12 стульев» и режиссеру было рекомендовано смонтировать финал с песней Александра Зацепина. Наверное, это пошло фильму на пользу.

А вот с песней для новеллы «Свадебное происшествие» вышла заминка. Песня была уже написана и утверждена, а исполнителя не могли подобрать. Гений эпизода Сергей Николаевич Филиппов, обладавший великолепной актерской пластикой, тут был бессилен. Проблему помог решить партнер Александра Сергеевича Зацепина известный саксофонист Виталий Клейнот. Обычно он помогал Зацепину делать аранжировки мелодий, а еще отвечал за подбор музыкантов. Виталий отлично ориентировался не только в джазовой музыке, но и прекрасно знал музыкантов других направлений. Именно он и посоветовал Александру Сергеевичу пригласить для записи песни Роберта Мушкамбаряна. Александр Сергеевич отнесся к этому сначала с долей скепсиса, полагая, что поп-певец не сможет спеть, так как нужно авторам. Однако, результат приятно удивил – Роберт спел в нужной стилистике, придав песне «цыганский» шарм, и, что очень важно, сделал это без тени пошлости. Удивительно, но эта очень удачная работа практически никак не отразилась на популярности певца. В титрах его фамилия указана не была, и мало кто знал, что за певец исполнил песню. Многие приписывали её даже Николаю Сличенко. На пластинках не выходила, на концертах ансамбля «Веселые Ребята» она тоже не исполнялась.

Источник: страница Киноконцерна "Мосфильм" на сайте youtu.be

А вот на «Яндекс-музыке» представлена совершенно иная версия этой песни, на мой взгляд, совершенно неудачный вариант и по инструментовке, и по исполнению.

Несмотря на зрительский успех фильма, фирма «Мелодия» не торопилась выпускать пластинки ни с музыкой из фильма, ни даже с песнями. «Песне о золотом купидоне» повезло больше других – она была выпущена на пластине-гиганте «Поет Олег Даль. Песни из кинофильмов», вышедшей в 1988 году.

Обложка пластинки Олега Даля. На лицевой стороне конверта фото Л.Шерстенникова Художник В.Иванов
Обложка пластинки Олега Даля. На лицевой стороне конверта фото Л.Шерстенникова Художник В.Иванов

После распада СССР песни стали издаваться на различных сборниках, чаще всего в ужасном качестве и без соблюдения авторских прав.

И только в 2020 году на фирме Shining Sioux Records были изданы оригинальные инструментальные композиции из этого фильма.

Обложка CD с музыкой из фильма.
Обложка CD с музыкой из фильма.

На свою следующую работу в кино – фильм «Центровой из поднебесья», Александр Сергеевич Зацепин вновь пригласил Роберта Мушкамбаряна. Но это уже другая история.

#музыка_нашего_кино

Не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.