Компьютерные игры это творчество, которое ничем не уступает картинам или книгам! Ведущие геймдизайнеры такие же творцы как Бах и Бетховен? В этой статье разберемся так ли это на самом деле и что стоит за простым “развлечением для детей”.
Ровно как существуют стереотипы о разделении людей на чистых технарей и безукоризненных гуманитариев, оказывается, есть убеждение, что программирование и геймдев - это только о нулях и единицах. Программист представляется не то что бы человеком, а бездушной машиной, которая кроме своего кода не видит ничего вокруг. Что уж говорить о представлении гейм-индустрии как по-настоящему творческой сферы. Добро пожаловать в реальность, в которой компьютерные игры давно считаются новым искусством, имеющим огромный потенциал, включающим в себя огромное количество творческих профессий и имеющим влияние на всю современную культуру (и не только).
“Цифровой театр” и какие игры можно назвать искусством
Эта тема не нова, и на полном серьезе обсуждается на мировом уровне. В России, например, еще в 2018 году на Международном культурном форуме на дискуссию был вынесен вопрос “Какие компьютерные игры заслужили право называться искусством?”. Вот что говорят представители лидирующих игровых студий:
- Игра должна заставлять думать, включать воображение и логику, расширять сознание игрока. В этом, например, прелесть проектов, в которых развитие сюжета напрямую зависит от принятых тобой решений (легендарный Disco Elysium или русский Мор);
- На самом деле разработчики и правда не называют себя творцами или ценителями искусства. Однако из способа прожигания времени в нечто большее игру превращает ЦЕЛЬ.
Когда игра заставляет тебя пересмотреть взгляд на обыденные вещи, вызывает яркие эмоции, не дает спать не потому что ты просидел за компом семь часов, а потому что не можешь смириться с тем, что только что осознал, не тот же ли это эффект, что от фильма того же (к примеру) Тарковского? Вкусовщина, конечно, но сейчас не об этом.
Дело в том, что почему-то для многих искусство - это то, на что можно лишь смотреть со стороны, а компьютерные игры - чистое развлечение. Хотя на самом деле игровой процесс - это практически иммерсивный театр, погружающий игрока в историю, которая еще к тому же имеет разные сценарии, зависящие от его действий и решений.
Что из этого не искусство?
Самое простое доказательство - разобрать игру на составляющие. Да, если убрать из общей картины крутую графику, звуковое сопровождение и прочие фишки, создающие атмосферу, останется чистый геймплей, который уже точно искусством мало кто назовет (хотя некоторые могут и поспорить). Но в совокупности - это огромная работа художников, дизайнеров, композиторов, режиссеров и сценаристов. И если по отдельности всех этих людей легко называют творцами и вряд ли кто-то с этим спорит, то почему-то компьютерная игра уже выпадает из этого восприятия. Хотя главной целью хорошей игры все равно остается коммуникация со зрителем и добиться ярких эмоций.
Кстати говоря, продуманный мир игры (или по-другому лор) вместе с персонажами со своими историями и характерами, вместе с законами и правилами, банально пейзажами и проработанным визуалом часто претендует на наполненность больше, чем некоторые романы-эпопеи. А сценаристы и режиссеры талантливо управляют деталями и создают потрясающие сюжеты.
Игры уже сейчас стали огромной частью жизни всего человечества, находят воплощения в других сферах, вдохновляют и мотивируют людей. Да, вы скорее всего, будете правы, если скажете, что нельзя назвать произведением искусства каждую игру. Не всегда можно найти высокие мысли в обычном шутере или мобильных играх. Но геймдев - сам по себе очень перспективная сфера не только для бизнеса, но и для творчества. И окончательное формирование игровой индустрии как вида искусства - лишь вопрос времени.