Найти в Дзене

Этого не измерить, значит этого не существует?

Про аудиофилов поговорили, пришла пора поговорить про Измеряльщиков. Кто это такие? Это оппоненты Аудиофилов. Их основной тезис — если этого нельзя измерить, значит этого нет. А все эти ваши «теплые мягкие флейты» это психоакустика и ваши тараканы в голове. А, еще и маркетологи вас покусали, ахаха, лохи.
Отчасти я затрагивал вопросы измерений в предыдущей статье, сегодня немного расширим и углубим.
Начнем с того, что мы слушаем музыку ушами, а не измеряем приборами. Это надо учитывать. И даже если часть впечатлений от прослушивания музыки обусловлено только психоакустикой, то так тому и быть, ведь мы люди, а не калькуляторы, и не можем отключить нашу психоэмоциональную составляющую в восприятии окружающего мира.
Точно так же мы не можем отключить любовь, ненависть, страх, чувство прекрасного и т. д. В фантастических произведениях нередко описан результат попыток создать идеального человека, без эмоций. В итоге получается бесчувственное чудовище. Нам такого не надо, ведь правда?
Поэ

Про аудиофилов поговорили, пришла пора поговорить про Измеряльщиков. Кто это такие? Это оппоненты Аудиофилов. Их основной тезис — если этого нельзя измерить, значит этого нет. А все эти ваши «теплые мягкие флейты» это психоакустика и ваши тараканы в голове. А, еще и маркетологи вас покусали, ахаха, лохи.

Отчасти я затрагивал вопросы измерений в предыдущей статье, сегодня немного расширим и углубим.

Начнем с того, что мы слушаем музыку ушами, а не измеряем приборами. Это надо учитывать. И даже если часть впечатлений от прослушивания музыки обусловлено только психоакустикой, то так тому и быть, ведь мы люди, а не калькуляторы, и не можем отключить нашу психоэмоциональную составляющую в восприятии окружающего мира.

Точно так же мы не можем отключить любовь, ненависть, страх, чувство прекрасного и т. д. В фантастических произведениях нередко описан результат попыток создать идеального человека, без эмоций. В итоге получается бесчувственное чудовище. Нам такого не надо, ведь правда?

Поэтому наезды Измеряльщиков на психоакустику совершенно неуместны. Теперь непосредственно к измерениям.

На рисунках 2 и 3 мы видим спектрограмму одного и того же трека в разрешении 1/12 октавы. Разница только в представлении данных по оси Y (амплитуда). На рис. 2 это логарифмическая шкала, а на рис. 3 линейная. Как видите, они довольно серьезно различаются по этой оси, хотя по форме и схожи.

Спектрограмма трека с логарифмической шкалой по амплитуде
Спектрограмма трека с логарифмической шкалой по амплитуде
Спектрограмма трека с линейной шкалой по амплитуде
Спектрограмма трека с линейной шкалой по амплитуде

А теперь давайте вспомним, какова чувствительность нашего уха по громкости? А это примерно 1дб. То есть, мы спокойно слышим разницу в 1дб. Десятых не слышим конечно, хотя тренированный слухач или даже СПЛщик слышит примерно 0,5дб. Но обычные граждане прекрасно услышат разницу в 1дб по громкости.

А как у нас выглядит 1дб на шкале? Как незначительное колебание графика! То, чем обычно пренебрегают, а мы это слышим. Копеечка в копилку Аудиофилов?

Идем далее. Шкала частоты у нас всегда логарифмическая, и это неспроста. Так устроен наш слух. Я перед написанием статьи специально открыл тон-генератор и послушал, какое изменение по частоте я слышу.

Так вот, на низких частотах отлично слышно изменение частоты в 1 Гц. В СЧ-диапазоне это 10 Гц, а в ВЧ-диапазоне примерно 100Гц так же получилось различить. Да, у меня довольно тренированный музыкальный слух. Ну давайте возьмем обычного гражданина и представим, что у него это в 2 раза хуже. Все равно, это достаточно уверенное определение изменения частоты.

Кстати, вы можете сами потестировать свой слух, взяв генератор на сайте Урала: 
https://www.ural-auto.ru/services/tone-generator/

Попробуйте и напишите в комментариях, какова ваша чувствительность по частоте на разных диапазонах.

О чем это я? А о том, что даже 1/12 октавы на измерениях это слишком грубая шкала! ОК, ставим максимум, что нам может дать программа Spectra Plus, 1/96 октавы, измеряем. Результат на рис. 4. Увы, прога не берет ниже 402 Гц. Но что мы видим? А то, что детализация все равно ниже, чем мы различаем ушами! Еще копеечка Аудиофилам.

Спектрограмма трека в разрешении 1/96 октавы, линейная шкала по амплитуде
Спектрограмма трека в разрешении 1/96 октавы, линейная шкала по амплитуде

Далее. Допустим мы нашли измерительный комплекс, который может измерять на уровне чувствительности наших ушей. И мы измерили ДО и ПОСЛЕ каких-то изменений в системе. Например замене межблочного кабеля. Или акустического. Или замены усилителя.

Мы совершенно точно увидим изменения в АЧХ. Это то, что так любят Измеряльщики. А теперь вопрос, как это интерпретировать?

Вот это изменение на 1дб по амплитуде и на 2 Гц по частоте это что? Это погрешность измерения или то что слышно Аудиофилу? Да невозможно сказать этого! А если измерять привычными нам методами, 1/3 октавный спектроанализатор с логарифмическими шкалами по амплитуде и частоте, то мы ВООБЩЕ не увидим ничего, никаких изменений!

Ну и вопрос — о чем речь? Можно ли это измерить? А если измерил, как это интерпретировать?

Это я сейчас про конечную фазу, про измерения АЧХ говорю. И не лезу в область измерения характеристик усей, акустики, проводов и т. д. Какова там точность, какие изменения мозг способен услышать, а какие нет?

Мультиметром измерим? Очень смешно

В общем мои выводы таковы — Аудиофилы и Измеряльщики, прекратите сраться, истина где-то посередине.