Найти тему
Sherpa Group | Аналитика

Как изменится федеральное финансирование нацпроектов в ближайшие три года?

sherpagroup.ru
sherpagroup.ru

Новый законопроект о федеральном бюджете на следующий год и плановый период 2024-2025 годов внесли в Госдуму в конце сентября. Документ отразил изменения планов государства в новых экономических условиях и то, какие сферы могут стать приоритетными после 2024 года.

Почему расходы в комплексный план в следующие годы значительно снизятся? Что будет происходить с вложениями в «Безопасные качественные автодороги»? Каким национальным проектам государство уделит наибольшее внимание, а к каким — снизит интерес? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.

Федеральные вложения в комплексный план в 2023 году предполагаются на уровне 129,4 млрд руб. Это почти на 69% меньше, чем в 2022 году, и на 19% меньше, чем было предусмотрено в предыдущем законе о федеральном бюджете. Столь значительное снижение вызвано ускоренной реализацией федерального проекта «Европа — Западный Китай». Плановый объем федеральных вложений в него в 2023 году уменьшится на 76%, до 14,1 млрд руб., при том, что в 2022‑м он вырос с 133 млрд руб. до 239 млрд руб.

Власти пересмотрели расходы на 2023 год в сторону увеличения лишь для трех федеральных проектов комплексного плана: «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна», (на 79,2%, до 9,1 млрд руб.), «Развития Северного морского пути» (на 47,7%, до 43,6 млрд руб.) и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (на 31,5%, до 12,5 млрд руб.). В первом случае это связано с возвращением в проект ранее удержанных средств, в последних двух — с активизацией работ по созданию ледоколов для СМП и по строительству Мурманского транспортного узла соответственно.

Остальные федеральные проекты комплексного плана — «Развитие региональных аэропортов», «Развитие морских портов» и уже упомянутый «Европа — Западный Китай» — ждет сокращение расходов. Первые два проекта в 2023 году уменьшат свои объемы относительно ранее объявленных планов на 5,7% и 14,4%, до 36,4 млрд руб. и 13,7 млрд руб. соответственно. Это вызвано перераспределением средств на другие проекты и мероприятия в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Федеральные вложения в национальный проект «Безопасные качественные дороги» в 2023 году должны составить 397,5 млрд руб., что на 1,2% выше, чем в 2022‑м, и на 0,3% меньше, чем в более ранних планах. Несмотря на кажущуюся стабильность, внутри самого БКД расходы пересмотрят: их снизят на большинство федеральных проектов, кроме строительства дорог Минобороны (там траты не изменятся) и модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, где вложения, наоборот, кратно увеличат (с 4 млрд руб. до 37,4 млрд руб.). В следующие годы, несмотря на схожие корректировки, общий объем вложений в БКД будет значительно расти: в 2024‑м на 36,5%, по отношению к 2023‑му, а в 2025‑м — еще почти на 20% к предыдущему году.

Объем финансирования всех национальных проектов в 2023 году снизится на 9,8% относительно 2022 года: почти до 2,9 трлн руб. Эта сумма будет на 1,9% меньше предусмотренной на 2023‑й в предыдущем законе о федеральном бюджете. Увеличение расходов выше ранее запланированных коснется шести нацпроектов из 14, а наибольшим оно будет у трех: «Образования» (на 30,1%, до 228,8 млрд руб.), «Культуры» (на 26%, до 54,1 млрд руб.) и нацпроекта по развитию атомной науки, техники и технологий (на 24,6%, до 26,2 млрд руб.). Самый существенный пересмотр на 2023‑й коснулся «Цифровой экономики» (федеральные расходы уменьшатся на 31,2%, до 129,3 млрд руб.) и «Международной кооперации и экспорта» (на 28,5%, до 126,4 млрд руб.), что вызвано перераспределением средств на более актуальные проекты.

В 2024 году общий объем национальных проектов увеличат лишь на 3,5% относительно 2023‑го, до 3 трлн руб., а на 2025‑й расходы определены частично: лишь для 39 федеральных проектов из имеющихся 79 — на общую сумму 2,03 трлн руб. Дальнейшее будущее остальных определят, на наш взгляд, в течение ближайшего года. Нынешнее распределение средств в федеральном бюджете не учитывает принятие в состав России новых территорий, поскольку законопроект создали и внесли в Госдуму до этого события. На наш взгляд, новый возможный пересмотр расходов ко второму или третьему чтению будет зависеть от этого фактора и во многом — от внешнеэкономической конъюнктуры.

Читайте полную версию обзора.

Читайте другие аналитические материалы на сайте sherpagroup.ru. Там же можно ознакомиться с аналитическим обзором Sherpa Group «Как новый кризис сказался на открытии и ликвидации компаний?».