Найти в Дзене
Культурный Хаос

Истерика и холодный расчёт: в чем загадка «Короля Лира»

Великие трагедии Шекспира похожи на классическую музыку: чтобы они позволили проникнуться собой, их нужно перечитывать и перечитывать в разном возрасте. Первое прочтение — это смесь легкого знакомства и странного недоумения: а что, собственно, в этих трагедиях великого? Потом желательно посмотреть главные постановки как отечественные, так и зарубежные, и затем снова вернуться к тексту. Сегодня попробуем понять это на примере самой мрачной и загадочной пьесы Шекспира «Король Лир». О чем пьеса? Уже сам сюжет трагедии вызывает вопросы. Старый король созывает своих трех дочерей, чтобы разделить между ними Британию. Он приказывает каждой из них рассказать о том, как сильно они его любят. Первые две дочери за словом в карман не лезли и получили каждая по трети королевства. Третья дочь — Корделия — отказалась льстить отцу и сказала, что она любит его настолько, насколько обязывает любить его ее долг. Ни больше, не меньше. Разгневанный старец отрекается от дочери, лишает ее наследства и она бе
Оглавление

Великие трагедии Шекспира похожи на классическую музыку: чтобы они позволили проникнуться собой, их нужно перечитывать и перечитывать в разном возрасте. Первое прочтение — это смесь легкого знакомства и странного недоумения: а что, собственно, в этих трагедиях великого? Потом желательно посмотреть главные постановки как отечественные, так и зарубежные, и затем снова вернуться к тексту. Сегодня попробуем понять это на примере самой мрачной и загадочной пьесы Шекспира «Король Лир».

О чем пьеса?

Уже сам сюжет трагедии вызывает вопросы. Старый король созывает своих трех дочерей, чтобы разделить между ними Британию. Он приказывает каждой из них рассказать о том, как сильно они его любят. Первые две дочери за словом в карман не лезли и получили каждая по трети королевства. Третья дочь — Корделия — отказалась льстить отцу и сказала, что она любит его настолько, насколько обязывает любить его ее долг. Ни больше, не меньше. Разгневанный старец отрекается от дочери, лишает ее наследства и она без приданного выходит замуж за французского короля. В целом, довольно инфантильное поведение со стороны старика и высокомерное — со стороны дочери.

Король Лир в исполнении Колма Феоре на фестивале в Стрэтфорде, Канада, 2014 год
Король Лир в исполнении Колма Феоре на фестивале в Стрэтфорде, Канада, 2014 год

Но на этом маразм короля не заканчивается. Раздав королевство двум дочерям и наделив их полными правами, он планирует жить с ними, попеременно гостя то у одной, то у другой. Но не в одиночестве, а с сотней рыцарей-головорезов. Такую ораву мало того что прокормить сложно, так за ними еще и нужен глаз да глаз — они так и норовят прибить какого-нибудь чужого слугу просто потому, что он «рожей не вышел». Естественно, что дочерям такие проблемы не нужны и они просят короля поумерить пыл, избавиться от большей части свиты и вообще вести себя потише и культурней.

Король обижается еще сильнее и начинает опускаться во все тяжкие. Вместо того, чтобы в уединении разобраться с тараканами в собственной голове, он в пылу обиды вместе со своим шутом уходит в ночь, буквально в поле, в самый разгар ужасной непогоды. Там, в бушующем мраке, промокший с головы до ног, он источает проклятия обеим дочерям и грозит им всеми ужасами ада. В конце концов его удается успокоить — но поздно. Мозги у старика съезжают окончательно, он перестает понимать, где он находится, и не узнает своих спутников.

Толстой: «Я не понимаю Шекспира»

Пересказывать весь сюжет — занятие неблагодарное, и лучше прочесть ее самому и составить свое мнение. «Король Лир» - одна из самых популярных и известных пьес Шекспира и одна из самых абсурдных с точки зрения драматургии и мотивации героев. На это в свое время указывал еще Лев Толстой:

В драме «Король Лир» действующие лица по внешности действительно поставлены в противоречие с окружающим миром и борются с ним. Но борьба их не вытекает из естественного хода событий и из характеров лиц, а совершенно произвольно устанавливается автором и потому не может производить на читателя той иллюзии, которая составляет главное условие искусства. Лиру нет никакой надобности и повода отрекаться от власти. И также нет никакого основания, прожив всю жизнь с дочерьми, верить речам старших и не верить правдивой речи младшей; а между тем на этом построена вся трагичность его положения.

Но Толстой в принципе относился к творчеству Шекспира слишком негативно. Тем не менее, именно эта пьеса, наряду с «Гамлетом» и «Макбетом», рассматривается в наше время, как знаковая не только для Шекспира и английского театра, но и для мировой литературы.

В чем же разгадка такой популярности «Короля Лира»?

Король Лир, художник Джордж Фредерик Бенселл
Король Лир, художник Джордж Фредерик Бенселл

Они выросли, но не стали взрослей

Если посмотреть на пьесу шире, то за противостоянием лагеря короля Лира и лагеря его дочерей можно усмотреть более глобальный подтекст — борьбу природы и разума, старого и нового подходов к жизни. Эмоции и поступки Лира — это сгусток сумасбродства и непредсказуемых реакций. Он живет по старым понятиям и не допускает внутри себя мысли, что жизнь вокруг способна меняться. Он, как ребенок, желает, чтобы все оставалось по-старому: решение старших — закон, ослушание этого закона должно караться максимально понятными и доступными методами, любое нарушение старого порядка нужно немедленно привести к привычной стабильности.

Три дочери короля Лира. Зигмунд Фрейд считал, что младшая (Корделия, справа) олицетворяет собой смерть. Художник Густав Поуп
Три дочери короля Лира. Зигмунд Фрейд считал, что младшая (Корделия, справа) олицетворяет собой смерть. Художник Густав Поуп

Представители лагеря дочерей короля — люди Нового времени. Они выращены в атмосфере гуманизма и Возрождения. Но они — плоды извращенности этой атмосферы, выразители эгоистических сторон Нового времени. Для них нет ничего святого, кроме собственной выгоды. Они не заботятся о сохранении эфемерных старинных устоев, их цели максимально практичны — продвинуться как можно выше по социальной лестнице, лицемерно ступая по головам. Главное — результат, и не важно, каким способом он достигнут.

Лир не может принять такого подхода и, когда натыкается на него, начинает беситься и вести себя совершенно неадекватно. Скинуть бы ему лет сорок, он бы быстро навел порядок. Но старость не лучшее время, чтобы качать права. На это нет сил, есть только тупой и жгучий гнев, который заполняет разум короля полностью. Лир — воплощение первобытных животных реакций на боль, он — средневековый ядерный взрыв, который в своем гневе готов разрушить не только все вокруг, но и самого себя.

Король Лир и Корделия в темнице. Иллюстрация Уильяма Блейка
Король Лир и Корделия в темнице. Иллюстрация Уильяма Блейка

И посреди этой тотально схватки природы и разума молчаливо стоит образ третьей дочери — Корделии, которая прекрасно понимает мотивы обеих сторон, но решает выйти из этой драки. Впрочем, и она не может долго оставаться на обочине. Сами обстоятельства заставляют ее принять непосредственное участие в разрешении этого конфликта и, возможно, добровольно принести себя в жертву.

Лучше один раз увидеть... а затем еще и прочесть

Шекспир вряд ли когда-нибудь думал, что его произведения будут перечитываться через сотни лет. Он писал их не для того, чтобы оставить след в мировой литературе. Возможно, сама мысль об этом показалась бы ему неуместной и смешной. Он работал на конкретный театр и актеров, его пьесы создавались не для прочтения домашним тихим зимним вечером, а для постановки на сцене XVII-го века. Если вы хотя бы однажды видели «Короля Лира» в театре, то знаете, что пьеса с самого начала бросает зрителя в круговорот событий, которые, как в калейдоскопе, стремительно сменяют друг друга. Чтение — это еще и анализ, но пьеса не предполагает остановок.

-5

Возможно, если читать «Короля Лира» сегодня, в первый раз, драма покажется несколько странным, легковесным, нелогичным нагромождением событий. Если так, то попробуйте посмотреть ее на сцене в разных постановках и с разными актерами, а потом снова вернитесь к тексту — скорее всего, эффект будет уже другой.

Иногда кажется, что хорошее произведение искусств не должно раскрывать себя сразу и полностью. Ему, как хорошему вину, нужно дать время. И тогда, раз за разом, оно постепенно начнет раскрывать все больше и больше красок и вкусов.

Окунитесь в короля Лира и попробуйте насладиться им с разных сторон. А в следующий раз мы поговорим о шекспировском «Макбете».

-6
«Культурный хаос». Содержание и цели
Культурный Хаос18 сентября 2022

#литература #театр #шекспир #драма #пьеса #возрождение