Найти тему
ZDRAVBUD.NET

Жизнь с пограничным расстройством личности

Оглавление

ВАЖНО⚠️ В статье упоминается травмирующий опыт самоповреждения (self-harm). При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья ❗️

Нет двух одинаковых людей и идентичных психик. Люди боятся обращаться за помощью из-за стереотипов. Наша миссия — делиться опытом самых разных людей, повышать информированность, снять культуру стигматизации психических заболеваний и привить людям заботу о ментальном состоянии.

«Я голая не на своих фотографиях, я голая сейчас. Я — человек без кожи. Смотри, на мне ничего нет» «Напоминай себе, что не расстройство контролирует тебя, а ты его»

Пограничное расстройство личности, #прл (Borderline personality disorder (BPD), emotionally unstable personality disorder (EUPD) — эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3) в международной классификации болезней 10-го пересмотра. В классификации DSM выделено в самостоятельное личностное расстройство кластера В. Характеризуется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации.

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это группа расстройств личности, индикатором которых является самоповреждающее поведение, трудности и отсутствие стабильности в межличностных отношениях и во всех сферах жизни. Человека с диагностированным ПРЛ называют «Пограничник». Пограничники сталкиваются со стигматизацией, обесцениваем и отсутствием инструмента борьбы с этим расстройством. Физические ощущения при ПРЛ сравнивают с ожогом третьей степени, когда люди постоянно испытывают боль и невыносимую нагрузку на нервную систему.

«Пограничное расстройство личности — это психологический эквивалент ожога третьей степени, при котором даже лёгкое дуновение сквозняка причиняет тебе невыносимые страдания»

По этой причине люди с ПРЛ заканчивают жизнь самоубийством, хотя, как ни парадоксально, пограничники любят жизнь, и выбирают жизнь, они не хотят умирать, они хотят жить, но жить без боли. ✔️ Сегодня наша статья выходит в новом формате, попробуем разобраться с особенностями пограничного расстройства личности, на основе рассказа от первого лица. Наша героиня — Uliana Bond (фотограф, модель, писательница и художница). Наша команда благодарит Uliana Bond за готовность поделиться с нами и нашими читателями своим опытом, так искренне и открыто!

  • Как давно проявилось пограничное расстройство личности?
— Сейчас я понимаю, что симптомы были видны уже в раннем возрасте, но тогда я получила загадочный диагноз «Вегетососудистая дистония» (ВСД). В 5-6 лет у меня начались панические атаки и жёсткие отрывы от реальности, дереализация (когда человек воспринимает окружающий мир как отдалённый и нереальный – прим. ред.). Днём это происходило прямо в школе, и медсестре приходилось отправлять меня домой. А по ночам часто одолевал паралич сна. Уже в 9 лет мне впервые захотелось сделать себе больно, и я поцарапала палкой себе кисть руки. Но апогея расстройство достигло конечно в подростковом возрасте, я причиняла себе вред на переменах в школе или дома в ванной. Я хранила в крышке телефона лезвие и могла наносить себе порезы на внутренней стороне рук, в основном на левой, до локтя. Крайний большой порез случился, когда мне было 14 лет, я просто услышала как захлопнулась входная дверь за моей подругой, она была у меня в гостях, я осталась одна в квартире и почувствовала такое тотальное одиночество, что на пике этих эмоций просто рванула со всей дури лезвием по кисти руки. В крови было всё. Пол, мебель, ванна и раковина, полотенце среднего размера пришлось выбросить, оно всё было бордовым. Я видела внутренности своей руки. Я побледнела и начала терять сознание, в глазах темнело, но тогда мне повезло! Я позвонила другой своей подружке, она перевязала мне вену на сгибе жгутом, а рану мы промыли и плотно забинтовали, что бы остановить кровь. В этот день ещё и пришлось мыть посуду, когда мама вернулась домой, что бы она ничего не заметила. Потом пол года я сама обрабатывала рану антисептиком и перевязывала бинтами каждый день. Родители увидели шрам только через три года. Меня видимо можно брать в разведку) Ну и после по накатанной — чувство одиночества, другие суицидальные попытки, самые жёсткие эпизоды длились как раз в пубертат, примерно с 14 до 20 лет. К основному расстройству цеплялись тревожные, депрессивные, РПП и ОКР. Только сейчас я осознала, насколько сильная я всегда была, потому что всё это я разгребала сама, это был буквально вопрос выживания. И я выжила.

Комментарий психолога: Психика подвижная, но крайне тонкая материя, потому так важно вовремя распознать симптомы заболевания и найти профессионала, который не усугубит симптомы. Конечно, порой у разных расстройств схожая симптоматика, и даже квалифицированный специалист с большим опытом не сразу может поставить верный диагноз. В детском возрасте стараются сходу не ставить серьёзные диагнозы, списывая на особенности возрастного развития. Давая личности возможность сформироваться. Но здесь тонкая грань, когда необходимо следить за тем, чтобы не было упущено время. Подростковый возраст — особо чувствительный период, в котором проявляются и акцентуации характера и яркие звоночки расстройства. Из практики скажу, что иногда бывает так, что родные, не сталкиваясь никогда с подобными проблемами, с трудом могут принять и признать, что ребёнок не ленивый, не эгоистичный, это не его характер, а у него есть какое-то расстройство, требующее особого внимания и понимания. Этот факт порой пугает. Сталкиваясь с чем-то неизвестным, человек не всегда может адекватно оценить реальность. И подростку очень важно найти эту поддержку в близких, друзьях, снискать её у профессионалов, потому что самому справиться с этим состоянием крайне тяжело, и зачастую невозможно. И тогда нужны силы на то, чтобы попросить о помощи. Ведь отказ в помощи может привести к непоправимым последствиям.

Foto art by Uliana Bond
Foto art by Uliana Bond

Изменились ли отношения с близкими, друзьями, если да, то как?

— Мне тяжело даются долгие отношения с людьми. В этом загвоздка моего расстройства, таким людям как я сложно быть в социуме, нам нужны люди, но мы иначе воспринимаем эту реальность, она для нас гораздо более «враждебна», не зря нас называют людьми «без кожи». Пограничное расстройство личности — это психологический эквивалент ожога третьей степени, при котором даже лёгкое дуновение сквозняка причиняет тебе невыносимые страдания. Я остро чувствую всякое эмоциональное колебание в свою сторону, и меня может ранить даже вскользь брошенное, необдуманно слово, которое я буду помнить ещё сто лет, и на этом слове может даже вырастет пара-тройка новых комплексов и фобий. Бесконечный экзистенциальный кризис. Он и правда бесконечный. Благодаря опыту, мне даже с наличием ПРЛ теперь не припишешь какие-то комплексы, я уже не Ульяна в 17 лет. Я сама кому хочешь «навешаю», только дотроньтесь до моих личных границ. Очередной парадокс, по моему опыту, люди с ПРЛ часто становятся абьюзерами и тиранами в отношениях. Мне пришлось из-за повышенной чувствительности выстроить титановые личные границы, чтобы не пораниться, я могу быть излишне грубой в их защите. Но мне не сложно извиниться, если я не права, но если же со мной обошлись несправедливо, я не подставлю вторую щеку и верну человеку его же говно обратно, мне не страшно запачкаться.

Комментарий психолога: Принятие своей чувствительности очень важно, распознавание особенностей своего характера и возможность работы с этими чертами. Противопоставление себя враждебному миру, с возможностью найти и в себе и в мире то, за что можно быть благодарным. Или же с выделением из всего враждебного мира конкретных ситуаций, событий, для того чтобы не обобщать враждебность на всё, а признать реальный факт там, где она была, где ситуация напомнила мне события из прошлого, вызвав такие сильные эмоции. Выстраивание личных границ необходимо для того чтобы учиться по здоровому регулировать взаимодействие со своим окружением, не дожидаясь сильных эмоциональных реакций. С возможностью говорить о потребностях, желаниях, с умением договариваться. Очень важен баланс. И в ситуации Ульяны мы видим, что она учится этому, и это может стать тем самым путём к исцелению, к принятию себя, к тому, чтобы превратить свои «слабости» в свою силу. Бывает так, что любой вопрос воспринимается как нападение, тогда нужно взять паузу и спросить себя, человек действительно напал на меня? И в чём это нападение выражалось? Что я могу сделать в этом случае, как могу защитить себя? Иногда полезно озвучивать свои чувства сразу, например, сообщив: «Я сейчас не чувствую себя в безопасности».

Foto art by Uliana Bond
Foto art by Uliana Bond
  • В какой момент ты решила обратиться за помощью к специалисту? Долгий ли это был путь, поиск своего специалиста?
— Прошло 11 лет поисков причины моего состояния, смены специалистов и методов, прежде чем я узнала свой диагноз, находясь уже в Испании. Были психологи, которые рассказывали мне про род, психиатры, которые говорили, что мне нужно повесить табличку «истеричка» на шею, чтобы люди знали, с кем связываться. Или даже, что я красивая, а значит у меня не будет проблем по жизни, это сказал психиатр городской больницы, кстати. Такой вот сомнительный комплимент получился. Долгий, это однозначно был долгий путь. Но он мой и он продолжается. Я хочу максимально возможно приблизиться к здоровой ментальности, счастливой, в моём понимании. И я знаю, что я способна это сделать.

Комментарий психолога: Важно найти своего специалиста и верить в себя! Не бросать поиски даже, если вы наткнулись на неэтичное поведение.

  • Были ли предубеждения или опасения, прежде чем обратиться за помощью? Что помогло их преодолеть?
— Нет, не было. Я даже больше скажу, у меня не было страха лезть в глубину своей психики, я готова была нырнуть туда, не задерживая дыхания. Возможно, моя некоторая смелость и природное любопытство сыграли свою роль в том, что сейчас я плюс-минус понимаю, кто я есть, куда мне двигаться, чего я хочу. В том, что я всё больше и больше, с каждым днём, доверяю себе и своему выбору. Потому что пограничное расстройство личности характеризуется также стабильно низкой самооценкой. Это вроде дуальности нарциссизма. С раннего подросткового возраста и до сих пор, я совершенствую свою внутреннюю структуру в голове каждый день, шаг за шагом, даже если шаги небольшие. Сейчас я хожу к клиническому психологу раз в месяц, просто для поддержания. При этом я уже пришла к ней с хорошим уровнем контроля расстройства, которого мне удалось добиться самостоятельно. Но мне ещё есть много над чем работать, что хотелось бы улучшить в себе.
  • Не менее важный вопрос: Какую роль в твоей жизни играет творчество?
— Творчество занимает в моей жизни чуть ли не главенствующую роль. Я не могу заниматься чем-то без творческого интереса к делу. Я вообще считаю, что недооценивала себя большую часть своей жизни, не проявляла и как раз, когда я «подружилась» со своим расстройством, я поняла какая я талантливая, сколько всего я умею, и мне требуется намного меньше времени, чтобы понять ту или иную творческую дисциплину, чем большинству людей. Я несколько лет работала графическим дизайнером и фотографом, писала картины на холстах, автопортреты, делала украшения. Практически всему я обучалась сама, искала видео и статьи, пробовала, спрашивала у тех, кто этим уже занимался, в общем по ниточке собирала, потому что у меня не было денег оплатить полноценное обучение. А сейчас я начала шить! Всегда думала, что шитьё мне точно не дастся, но оказалось, что я всё схватываю на лету. Недавно сама придумала и создала выкройку, — горжусь собой. И когда я начинаю переживать из-за конкуренции или сравнения, я вспоминаю путь, который прошла и понимаю что имею в запасе тёмную лошадку, что у меня такое богатое бессознательное, из общения с которым я всегда вытащу уникальный образ, который будет только моим собственным архетипом. А в уникальности конкуренции нет.

✔️ Сайт Uliana Bond

✔️ Instagram @ulianabo и @ulianabondart (*соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией)

Добавьте описание
Добавьте описание

Foto art by Uliana Bond

  • Чтобы бы ты сказала человеку, который столкнулся с похожим диагнозом? Возможно, какие-то слова поддержки
— Людям с ПРЛ, кроме очевидного «найди хорошего специалиста», рекомендую использовать технику с вопросами, о которой я упоминала выше. Когда ты чувствуешь, что вот-вот эмоции поглотят тебя, и ты теряешь контроль, бери бумажку и записывай «факты, что ситуация и правда говно», «факты, что я немного не правильно понимаю». И, исходя из этого, уже принимай решение. Дай себе время успокоиться, не действуй из пика первичного эмоционального порыва, я знаю, что у тебя проблемы с удержанием гнева и чувством покинутости, поверь, ты справишься. Пережди бурю и поговори с собой. Ты не один, ты у себя всегда есть. Напоминай себе, что не расстройство контролирует тебя, а ты его.

✅ Полную версию статьи читать в источнике: https://zdravbud.net/new/zhizn-s-pogranichnym-rasstroystvom-lichnos

☑️ ♦ Комментирует психолог Семёнова Елена Алексеевна — магистр психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии, арт-терапевт. НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ ДЛЯ ЗАПИСИ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ЕЛЕНЕ

☑️ ♦ Корректор / редактор — Виктория Харланчук

Спасибо, что читаете наши статьи!

В статье использована информация из открытых источников, научных публикаций и научных справочников. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не занимайтесь самолечением и самодиагностикой.

Хотите дополнить информацию в статье, возразить или указать на неточность? Мы приветствуем адекватные комментарии, предложения или возражения. Делитесь своим опытом по вопросу статьи и своими мыслями, ведь из ваших комментариев и формируется наш сайт.