Роль"фоновых"актёров в кинематографе очень важна.Заметив определённый персонаж,зритель сразу настраивается на заданную волну, проникаясь нужной режиссёру атмосферой фильма.Фоновые актёры,как правило,работают в строго ограниченном амплуа.Это или только отрицательные,или только положительные,или комедийные лицедеи исключительно второго плана.Без некоторых из них практически невозможно представить некоторые сценические ниши,появление других,наоборот,искушённый зритель досадливо ожидает как предсказуемую обшарпанную мебель в столовой.Но,тем не менее,без многих из них режиссёры совершенно не видят свои фильмы и привлекают данных персонажей для съёмок с завидной для большинства других регулярностью.
1) ДЕННИС ХОППЕР (1936-2010).Более 200-т работ в кино.В 80-90-е он был всегда и везде.Его физиономия торчала и что-то говорила минимум в каждом четвёртом боевике и "приключенческом"фильме.Его ставили играть и протагонистов,и главных злодеев,и триггеров,и вообще буквально всех.Этот парень отработал на четвёрку в "Беспечном ездоке",в котором нет ничего сверхъестественного и выдающегося(грустная история ни о чём).Но вдруг оказалось,что после этой роли он гарантированно буквально завален потоком ролей и соответствующим куском хлеба с маслом.Деннис Хоппер-это крепкий середняк поймавший волну и нашедший свою нишу.Огромное количество кассовых фильмов не обошлось без его участия.На самом деле добрую треть всех своих киновоплощений он нещадно запорол,недотягивая игру ,либо не вписываясь в роль,а вторую треть отобрал у более достойных на это кандидатов.И всё потому,что он явно устраивал режиссёрский цех(но не зрителя)своей покладистостью и низкобюджетностью,выдавая ,в половине случаев,серость в ролях способных быть ярче раза в два-три .;
2) МАЙКЛ МЭДСЕН (1958).До 300-т ролей и эпизодов. Сыграв городского негодяя в "Бешеных псах",Майкл Мэдсен так больше никогда и не вылез из этой ниши,всю жизнь и карьеру продолжая в каждом своём фильме варьировать данный удачный (для себя)типаж без особых изменений.Он снялся буквально в массе картин,лениво изображая быдловатых подонков и криминальных подлецов,зарабатывая стабильные деньги,ни на йоту не выходя из выигрышного образа, никогда не затрачивая ни грамма лишней энергии,и не производя лишнего шевеления хоть одним пальцем.Таких киношных лоботрясов способны раскачать только великие режиссёры(Линч,Тарантино,Стоун),остальным же легче раскачать свою психику,нежели добиться от них большего.Сестра Мэдсена является гораздо лучшей актрисой,чем её вяловатый братец.;
3) КРИСТОФЕР УОКЕН (1943) .121 работа.Этот лицедей качественно отработал одну из главных ролей в "Охотнике на оленей"и это ,почему-то, обеспечило ему всю дальнейшую карьеру и постоянную востребованность в качестве вечного героя второго плана.Его игра не лучше и не хуже чем у любого из длиннейшего ряда середняков,но "место на подхвате"в высшей лиге получил именно он,производя на свет,после"Охотника",в большинстве случаев не то что даже вялую халтуру,а не более чем небрежное вытягивание киношной лямки в каждом фильме,не блеща ни экспрессией,ни глубиной игры."Пришёл,посидел,заработал"-вот его актёрское амплуа.Скажите пожалуйста,он сыграл хоть раз на уровне Х.Форда,Н.Кейджа,Л.Нисона или Ш.Пена? Вероятно,в Голливуде просто оказался очень нужен и востребован такой незаменимый "мутный"типаж,которому даже не надо и гримироваться,чтобы изобразить прожжённых пленников вреднейших привычек,и опасных рабов пагубных пристрастий.;
4) РОБЕРТ ДЮВАЛЬ (1931) .122 работы.Как и все предыдущие персонажи,этот хитрый лицедей также использовал подходящую стартовую точку,чтобы как следует"отпружинить"от неё и проехаться по инерции до конца карьеры.Получив имя и известность в "Крёстном отце"(очень медленном и нудном фильме по сегодняшним меркам),наш маэстро полностью обеспечился хлебными ролями второго плана,а к первому он никогда и не стремился(зачем напрягаться,когда и так всё хорошо?).Его роль в фильме Копполы мог сыграть кто угодно,но в нужном месте оказался именно он.И после таких значимых ролей дело умного лицедея "всего лишь"не увлекаться вредными привычками,не ссориться с большими кинодядями и регулярно браться за то что дадут.Очередной яркий пример "шкафа"в кадре,без которого съёмочные интерьеры пустоваты.;
5) ЭД ХАРРИС (1950). 93 работы.Эд Харрис очень тяжело пробивался в большое кино,что совершенно не вяжется с его солидной внешностью и достаточной харизматичностью.И только после "Состояния исступления"и"Гленгарри Гленн Росс"он стал более менее известен широкому кругу зрителей.На самом деле главной причиной его второплановости,скорее всего,являются его не особо выдающиеся ментальные способности,которые и предопределили всю его позднюю карьеру(фактически после 40-ка).Во всех своих ролях Харрис ,очевидно,просто чётко выполняет строгий режиссёрский замысел и установки и ,ни в коем разе,не более того.;
6) МАЙКЛ АЙРОНСАЙД (1950).150 ролей в кино. Этот очень заметный и харизматичный маэстро ,тем не менее,всегда был "второплановым королём",почти не имея главных ролей в послужном списке. Канадские фильмы и актёры,несмотря на неплохое качество,всегда почтительно уступали не только Голливуду,но даже и Австралийским коллегам.Смысл был в том ,что он удачно нашёл именно свою нишу и комфортное амплуа.Зачем перенапрягаться в спорном качестве,когда можно спокойно взять тоже самое количеством? Айронсайд всегда просто идеально смотрелся в типажах холериков,латентных маньяков и других пограничных субъектов.Широкую известность и признание он получил,конечно,только после"Вспомнить всё"и закрепил её в "Звёздном десанте".;
7) КРИС КРИСТОФФЕРСОН (1936). 89 работ.Кристофферсон широко прославился и стал известен не только американскому зрителю(и в первую очередь в СССР)благодаря знаменитому релизу ,безошибочно узнаваемого великого Пэкинпа ,"Конвой".На самом деле в США он был известен давно как признанный певец кантри и актёр нескольких фильмов 70-ых.Киноманы обязательно смотрели его "Циско Пайк"72-го года,являющийся очень тонким продолжением судьбы главного героя из "Французского связного".Имея весьма харизматичный внешний вид и неплохие актерские данные,только усилившиеся с красивой старостью,Кристофферсон всегда запоминался любой своей ролью на экране.;
8) РОН ПЕРЛМАН (1950). 153 работы.Его главной ролью стал,конечно,"Хеллбой".Этот мастер эпизода и второго плана снялся в куче фантастических фильмов,благодаря своей гориллообразной фактуре, идеально подходящей для любого брутального грима.В то же время,все его главные роли как бы вторичны по отношению к общему сюжету и никогда не занимают собой целиком весь фильм.Отказ Вина Дизеля от "Хитмэна" и жёсткое невзятие его на роль"Хеллбоя",фактически остановили его и так однотипную карьеру,а для Перлмана "Хеллбой",наоборот,стал жирным восклицательным знаком,подтверждающим высоту его квалификации.;
Следующие три актёра сильно отличаются от предыдущих по профессиональному уровню,позволявшему им уверенно претендовать на место в высшей лиге.Но двум из них не повезло,один не захотел сам и они так и остались в компании тех ,кто использовался "для фона"и второго плана.
9) ШОН БИН (1959) .96 работ.Этому актеру стратегически не повезло.Пусть он много играл,пусть он,возможно,заработал столько сколько хотел,но он никогда не получал "супер-мега"ролей и никогда не достигал славы высшего дивизиона(естественно кроме"Властелина колец"в общем ансамбле).И дело было не в его профессионализме,а в том .что его всегда опережали более удачливые претенденты.При своей достаточной харизме, зрительской эмпатии и глубине таланта ,намного большей чем,скажем,у хорошо обошедших его Виго Мартинсона,Рэйфа Файнса или Дэй-Льюиса,(которых он всегда намного естественней и убедительней),Шон Бин ,видимо,сильно уступал им по амбициям и тщеславию.Бин стал известен после "Игр патриотов"и "Леди Чаттерлей",но ни одна последующая главная роль не закрепила его в высшей лиге,а сами эти киновоплощения(как и у Перлмана)уходят на задний план общего сюжета и никогда не занимают весь экран,как например у Круза.Как и Э.Харрис, Ш.Бин видимо "проскочил"период борьбы за место на самой вершине,смирившись потом с вечной второплановой нишей и ступенькой ниже после упомянутых Мартинсона,Файнса и Малковича.;
10) СКОТТ ГЛЕНН (1941) .78 работ. Вы никогда сразу не вспомните фильм с его участием,но увидев его в картине,невозможно усомниться в необходимости его присутствия в ней.В своё время у него явно были амбиции не уступающие ни Форду(р.1942),ни Кэррадайну(р.1936)(смотрите послужной список и роли за которые он хватался).Но сложилось иначе.Харизмы,таланта и удачи ему не хватило,и Гленн так и остался во второй лиге.Скотт Гленн является очень хорошим образцом качественного,умелого и ответственного мастера актерского цеха,никогда не допускавшего халтуры и понижения планки(в отличии от №2и 3 из нашего списка ,например).;
11) ДЭВИД МОРС (1953). 47 работ.Прекрасный образец нашей компании,являющийся буквально эталоном"актёра фонового эпизода"!Очень запоминающийся персонаж ,гарантированно занимающий треть экрана в любом фильме со своим участием.На главные роли ему никогда бы не хватило экспрессии и желания,но на вторых гарнитурах он всегда был просто неотразим,выполняя весь ожидаемый от него режиссёрский замысел.;
12) УИЛЛЕМ ДЕФО (1955) .127 работ. И наконец единственное исключение из нашего списка ! Этот выдающийся мастер кино давно и прочно мог быть только в высшей лиге,но видимо не захотел этого сам.С конца 80-ых,данный по настоящему большой актёр почему-то не стал закрепляться на кино Олимпе,где он уже явно прочно стоял ,сравнявшись по ролям со многими ведущими мэтрами,но добровольно сошёл с марафона и навсегда довольствовался эпизодами и вторым планом.Обладая и профессионализмом,и харизмой,и опытом и,даже, уникальной амбивалентной внешностью,Дефо не стал цепляться за первый план,и остался незаменим,не так для зрителей,как для кинопрофессионалов.
Есть категория актёров которая не попадает ни под определение "переоцененные",ни под определение"халтурщики",так как ,с одной стороны,их никто и не возвеличивает,а с другой они ,по факту,особо и не фальшивят.Это просто фоновые лицедеи без которых немыслим второй план фильмов.Эти исполнители чётко отрабатывают своё место и нишу,никогда не прыгают выше головы,спокойно и не суетясь отыгрывая свои контракты и гонорары.Вы никогда не дождётесь от них перлов киноискусства,они никогда не захотят ломаться на главных ролях и у них нет бесстыдных амбиций,как у ,таких же как они ,Аффлека,Гослинга и Дэймона.Эти маэстро всегда сделают только то ,что прописано в контракте,не напрягаясь больше ни единым мускулом или извилиной. Но именно за это они и ценны для многих режиссеров и поэтому будут востребованы в кинопрофессии всюду и всегда.