Найти тему

Анатомия спасающей веры

 Ис 66:2  А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Ис 66:2 А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

Каждый человек, живя на земле сознательно или подсознательно, каким-то образом измеряет свою жизнь, измеряет свою ценность. Мы так сотворены, нам не безразлично, кто мы есть. Мы всегда определяем день или год, или прожитую жизнь какой-то меркой эффективности, какими-то стандартами. Священное Писание, представляя нам человека и ценности, которыми наделен человек очень ясно и достаточно понятно, без каких-либо сомнений говорит о том, что ценность каждого человека прямо пропорциональна вере, которая у него есть. Так и написано: «Думайте о себе скромно, по мере веры». Т.е. измеряйте себя верою, измеряйте себя тем, насколько развит инструмент вашей связи с Богом, инструмент ваших взаимоотношений с Богом.

Дело в том, что вера играет наиважнейшую роль в жизни каждого человека. Все люди во что-то верят. Даже атеисты во что-то верят, хотя далеко не всегда и не все понимают и осознают это, что вера играет определенную роль.

Кроме того, во-первых, всякая вера обязательно имеет объект веры, т.е. человек во что-то верит. Во-вторых, всякая вера определяется определенной степенью интенсивности.

Т.е. ценность веры всегда определяется ценностью объекта, насколько объект, которому человек верит, действительно достоин того, что ему можно доверять. И второе, интенсивность веры, насколько эта вера искренняя, насколько ревностная, насколько она действительно честная.

Часто люди думают, что они верят во что-то, они исповедуют, что они верят во что-то, но в действительности, если посмотреть глубже, то их точкой опоры является что-то другое. По этой причине Священное Писание в целом и Евангелие от Иоанна в частности в особенной степени фокусируется на том, чтобы каждому, читающему Библию определить: что такое вера и каким образом ее можно иметь.

Более того, апостол Павел в одном из своих Посланий конкретно говорит: «Испытываете себя, самих себя исследуйте в вере ли вы?». Причиной такого особенного внимания к вере заключается в ее абсолютной важности и чрезвычайной необходимости. Т.е. без веры невозможно угодить Богу. Без веры невозможно построить правильные отношения с Богом, а значит без веры невозможно иметь действительно полноценную жизнь.

Мы уже не раз отмечали то, что заканчивая свою книгу, евангелист Иоанн представляет цель написания этой книги, и вера там играет центральную роль:

Ин 20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий,

Т.е. Евангелие от Иоанна написано, чтобы всякий, читающий эту книгу, уверовал. Во что конкретно? Во-первых, что Иисус, с Которым Иоанн был знаком, Который жил рядом, Иисус есть Христос, т.е. мессия, посланный Богом для спасения людей. Во-вторых, что Иисус есть Сын Божий, что Он действительно Бог, Бог во плоти, пришедший на землю, что Он способен решить проблему человеческого греха.

И посмотрите на вторую часть этого стиха:

Ин 20:31 … и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Т.е. настоящая спасающая вера обязательно оказывает влияние, оказывает свой эффект на жизнь верующего человека.

Именно об этом и говорит апостол, это является целью написания его Евангелия. Он предоставляет множество фактов: о чем учил Иисус, Кем Он был, как к Нему относились люди. Эти факты подтверждены свидетельствами очевидцев, и они представлены в Евангелии от Иоанна как юридические доказательства, обеспечивающие объективное основание для спасающей веры. Именно так написано Евангелие от Иоанна. Иоанн представляет Иисуса, как единственный объект веры, который способен дать вечную жизнь, Божью жизнь.

Кроме того, он много говорит о самой вере. Он говорит об Иисусе Христе, и это безусловно центральная часть Евангелия, но он достаточно часто останавливается на еще одном очень важном вопросе. Он говорит о вот этой связи: каким образом конкретная душа, конкретная личность, конкретный человек может иметь эту живительную связь с мессией и с тем, что Он сделал на Голгофском кресте для каждого из нас, с Его искуплением.

Это чрезвычайно важно! Не достаточно только признать факт того, что Иисус, это Сын Божий, что Он жил на земле 2 тысячи лет назад, что Он действительно умер на Голгофском кресте за наши грехи. Это все чрезвычайно важно, но этого недостаточно, если не будет построена связь, если не будет мостика между конкретной душой, а точнее вашей душой и Иисусом Христом и всем тем, что Он сделал. Вот эта связь, вот этот мостик и называется верой.

Вот почему Иоанн снова и снова рассматривает вопрос веры, с разных сторон, истолковывает это по-разному, приводит разные конкретные примеры.

Посмотрите, 1 глава, он делает короткое вступление, объясняя вечную сущность Иисуса Христа Сына Божьего, и в середине этого вступления он говорит:

Ин 1:11-12 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

Т.е. евреи, которым были даны обетования, у которых был завет, которые знали закон, знали слово Божие.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

С самого начала Иоанн устанавливает платформу, он сразу же расчищает эту площадку. Он говорит: чрезвычайно важно, в какой категории людей вы находитесь! Принадлежите ли вы к категории тех, которые здесь названы «верующие во имя Его».

И далее следует пример. После чуда в Кане Галилейской, ученики, написано: «…уверовали в Него» (2:11). Огромная масса людей в это же время, видели эти же самые чудеса, и о них сказано, что они тоже уверовали, но сказано, что Иисус не доверял их вере. Он не поверил в их веру. Он не вверял Себя им, точнее это переводится «Иисус понимал, что их вера поддельная, не настоящая» (2:24).

Заметьте, насколько это для Иоанна чрезвычайно важно, он хочет реально показать, что толпа, следующая за Иисусом Христом, это еще не означает вера. Люди, которые декларируют и говорят: «Я ученик Иисуса Христа», это еще не означает иметь спасающую веру. Для Иоанна это чрезвычайно важно. Вот почему он снова и снова сверлит этот вопрос глубже и глубже.

В 3 главе есть еще одна иллюстрация c Никодимом. Никодим очень образованный человек, человек, который по всем нашим стандартам в наибольшей степени подходил бы кандидатом на уверование. Он понимал, что Иисус, это человек, который пришел от Бога. Он понимал, что с Ним нужно иметь какой-то диалог. Никодим в отличие от многих других, ночью, специально, приходит на встречу с Иисусом Христом и тем не менее, несмотря на все эти положительные факты Никодим так и не уверовал, во всяком случае на тот момент. Вполне возможно, что он уверовал позже, но на тот момент мы видим, как Иисус с ним расстается. Мы видим, как Иисус говорит: «но вы не веруете».

Сразу после этого 4 глава – контраст. История с самарянкой. Жители этого города самарийского, люди, которые далеко от Христа, казалось бы, далеко от народа Божьего. У них извращенный иудаизм, они идолопоклонники. Мы видим, самарянка и многие люди из ее города уверовали!

Дальше 5 глава, еще одна ситуация: Иисус исцеляет человека, который 38 лет лежал больной у купальни Вифезда и те, кто собрался вокруг этого человека и вокруг Иисуса Христа эти люди, несмотря на столь впечатляющее чудо – они не верят! Хотя у них был доступ к писаниям:

Ин 5:46-47 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Заметьте, как много Иоанн разбирает этот вопрос. Это чрезвычайно важный вопрос! В вашей жизни нет более важного вопроса, чем вопрос вашей веры. Нам, конечно, так не кажется. Нам кажется, что самый большой вопрос сегодня как бы заплатить, как вылечится от той или иной болезни или любые проблемы, которыми занят ваш мозг сегодня, прямо сейчас. Но в действительности Священное Писание, Бог, Дух Святой не видит более важного вопроса для человека, чем вопрос его веры. По этой причине мы видим, как снова и снова евангелист Иоанн возвращается к этой теме.

История, которую мы исследуем, в 6 главе тоже вращается вокруг веры. Насыщение 5 тысяч произвело такое впечатление, что огромное количество людей ищет Иисуса Христа, ходят вокруг озера, плавают туда-сюда на лодках, переправляются с одной стороны на другую, они сильно жаждут Его, они хотят сделать Его царем. Они настойчиво просят Его: «повтори еще раз чудо, сотвори еще хлеба». И после того, как это происходит, Иисус преподает громаднейший урок о вере. Я кратко повторю, в чем смысл этого урока.

Во-первых, Он говорит, что с такой же энергией, с которой вы ищите пищи земной, вам нужно искать пищи духовной, которая ведет в жизнь вечную. Это мы читаем в 6 главе 27 стихе.

Дальше Он говорит: вера в Меня, т.е. посланного Богом мессию – это ключевой элемент в процессе, как вы можете получить эту духовную пищу – в 29 стихе мы читаем. Далее Он говорит, что только Иисус – это хлеб, который сошел с небес. Только Сын Божий может полноценно удовлетворить человеческую душу, жажду человеческой души. Он объясняет это подробно, об это конкретно говорит 35 стих.

Более того, Он говорит, что вера в Иисуса Христа – это главный инструмент, посредством которого эта полноценная вечная жизнь обретается.

И последнее, Иисус заканчивает таким несколько неожиданным и для некоторых людей кажущимся странным сравнением, когда Он хочет практически объяснить, как же происходит это восприятие Иисуса верою, и Он говорит о том, что нужно пить кровь Его и вкушать плоть Его:

Ин 6:53-55 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ин 6:56-58 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Изучая эти стихи, мы уже говорили о том, что верить в Иисуса Христа это означает практически доверять Его заместительной жертве, принесенной за нас. Это и означает есть Его плоть. Пить Его кровь означает наполняться Его жизнью. Кровь символизировала отданную жизнь. Жизнью, которая дарована нам.

Иисус продолжает сравнивать Себя с хлебом, сошедшим с небес, с манной, которую евреи чудесным образом получали с неба во время своего странствования в пустыне. И Он говорит им здесь, что те люди, которые получали хлеб с небес, манну, они умерли в пустыне так и не дошедши до обетованной земли. Сейчас же Отец дает лучшую пищу – Он послал к вам Меня для того, чтобы вы могли практически жить Мною. Как известно, эти слова и стали точкой максимального напряжения. Здесь возник кризис и многие с этого момента оставили Иисуса Христа, они разочаровались в Нем. Комментируя их реакцию, Иисус еще раз касается нескольких ключевых аспектов спасающей веры для того, чтобы помочь нам понять ее истинную суть.

Вот описание этой истории:

Ин 6:60-63 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде? 63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

Ин 6:64-66 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним

Ин 6:67-71 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. 70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. 71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

Здесь Иисус представляет нам несколько характеристик спасающей веры и еще раз мы видим, как в словах Господа Иисуса Христа освещается этот вопрос. Когда я смотрю на эти характеристики, я вижу, что их можно уподобить ключевым элементам человеческого организма. Они все настолько взаимосвязаны, что одно без другого не может существовать, поэтому я и назвал сегодня свою проповедь «Анатомия спасающей веры».

Мы посмотрим на эти составляющие. Иисус Христос, прежде всего, говорит об источнике, о сердце веры, где бьется ее сердце? Откуда начинается вера? Далее Он касается ее опоры, опорно-двигательного аппарата веры, который тоже взаимозависим с сердцем, это очень тесно связанные элементы. И в конце он говорит о кровеносной системе веры или о том, чем живет вера, чем наполнена ее жизнь, чем она движима? Мы посмотрим на каждый из этих элементов последовательно. Прежде всего, Иисус касается самой изначальной точки:

I. Сердце веры – сокрушение перед Богом

Мы не можем точно проследить, как рождается вера, мы не можем до конца понять, что это такое. Многие люди исследуют этот вопрос, пишут докторские диссертации на эту тему, пытаются проанализировать все возможные тексты, которые говорят, видят разные типы веры, разный характер веры, но мы сегодня не будет заниматься этим.

Сегодня мы коснемся одной вещи, которая очень очевидна. Она представлена везде, в разных местах священного Писания. Писание указывает, что ее начало всегда связано с сокрушенным духом. Вера невозможна без сокрушенного духа. Гордыня, высокое мнение о себе – это главное препятствие для рождения веры. Неверие потому и названо главным грехом, потому что оно коренится в гордыне, во внутреннем противостоянии Богу, и это присутствует в жизни каждого человека, рожденного от Адама.

Через пророка Исайю Бог открывает главные условия, на которых возможны отношения с Ним. Среди этих явных условий Он явно указывает на сокрушенный дух.

Ис 66:2 А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

Если у человека нет сокрушенного духа, то у этого человека нет никаких шансов, чтобы он имел при помощи чего-либо связь с Богом. Это просто невозможно. Смиренный и сокрушенный дух. Именно отсутствие этого смиренного духа и стало ключевой проблемой людей, которые окружали Иисуса Христа. Заметьте, можно быть религиозным, можно быть чрезвычайно ревностным в своей религиозности. Можно отдать очень многое за свои религиозные чаянья, но при этом не иметь сокрушенного духа и это значит не иметь веры. Это Бог говорит. Это не современные богословы, не древние богословы изобрели, это слова самого Бога, которые Он говорит через пророка Исайю: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

Давайте еще раз послушаем реакцию этих людей, которые окружали Иисуса Христа.

Ин 6:60-63 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде? 63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

Понятно, то, что говорил Иисус очень сложно и трудно для понимания, но эти люди говорят не столько о трудности понимания этого явления, они фокусируются на том, что это их оскорбляет. Они не могут принять, как можно с нами так говорить! Кстати, там присутствовало несколько категорий людей. Известно, что там было 12 учеников, большая толпа, которая собралась в надежде получить пайку хлеба, что их еще раз накормят сегодня. Но, кроме того, там еще была группа людей, которые назывались Его учениками. Это не те 12, которых призвал Иисус, это группа людей, которые следовали за Христом. Их называли учениками. Вот почему здесь сказано, что многие из учеников, многие из тех, кто ходил за Ним на протяжении длительного времени.

И вот на данном этапе они слушали, смотрели, присматривались, воспринимали, учились, и это интересно и это хорошо, и это захватывает, еще и хлебушком накормили – это вообще классно. А дальше возможно что-то еще будет более интересное. Вот они ходят-ходят до того момента, когда они сталкиваются с чем-то, что не укладывается в рамки того, что они считают приемлемым, правильным, допустимым. И в этот момент они разворачиваются и говорят: «кто может эту чепуху слушать? Какие странные слова говорит!»

Я не знаю, приходилось ли вам сталкиваться с такими верующими, или, что еще хуже, приходилось ли вам в своем сердце регистрировать такую реакцию? Когда на каком-то этапе мы верующие, мы за Христа, за братство, за дело Божие, так, как мы это понимаем, но только до тех пор, пока это укладывается в рамки того, что мы считаем нормальным, правильным, допустимым. Если же Бог ведет нас каким-то путем, который больше, шире, который не укладывается в наш разум, как мы реагируем тогда? Вот это и есть точка, которая вскрывает сущность того, что в человеке. Чрезвычайно важно.

Услышав о необходимости есть плоть и пить кровь Иисуса Христа эти люди возмутились, кстати, перевод «странные» означает трудные для восприятия и даже оскорбляющие. Т.е. они говорят: какие оскорбляющие слова, как можно это слушать! Это ниже нашего достоинства! Причина этого заключалась в следующем.

Действительно слова «есть плоть и пить кровь» трудны для понимания, но для них они были еще и унизительными, потому что для евреев услышать что-то подобное это было ну… В своем само праведном сознании они не могли перешагнуть через это. Для них это было слишком. Они могли это сделать только в одном случае: только в том случае, если они в очень глубоком отчаянии. И они видят Иисуса Божьим Сыном, Который принес решение их проблем, что они приходят и говорят: Господи, я не понимаю, что это такое! Это звучит как-то очень странно, но другого варианта для меня нет.

Для того чтобы перешагнуть через это нужно было признать Иисуса Богом полностью доверившись Ему, Его всеведенью, что Он лучше знает. Его власти, Его могуществу. Нужно было признать Его право на нашу жизнь. В этом суть. Нужно признать то, что только следуя Ему у нас есть возможность действительно обрести настоящую вечную жизнь.

В этом-то и была проблема. Большинство из окружавших Иисуса Христа людей в тот день были заинтересованы в Нем, но они не были готовы признать Его величие настолько, чтобы следовать за Ним даже тогда, когда они не понимали происходящего. Вот почему Иисус в ряде ситуаций говорит, что для спасения нужна детская вера. В чем заключается детская вера? Вы можете видеть отличия, особенно те родители, у которых дети были маленькими, потом подросли, так вот пока они были маленькими им скажешь: так папа сказал, так мама сказала – хорошо, этого достаточно. Как только чуть-чуть подрастают, то начинают спрашивать, а почему папа так сказал, а почему так правильно, а почему так нужно делать? Вот почему Иисус ставит дитя посреди и говорит, если вы не умалитесь как это дитя – не сможете войти в Царство Небесное.

Проблема человечества в целом заключается в том, что люди, приходя к Иисусу Христу, претендуют на то, что Бог должен объяснить им все, что Он делает, и они должны все это понять и не только понять, они должны все это оценить, и они должны признать: вот это допустимо, а вот это, Господи, извини, не подходит! Вот здесь и проявляется претензия человека на то, что он Бог, а Бог только подотчётен ему.

Очень интересно, как Иисус объясняет это. Он вообще не предоставляет объяснений, он вообще не касается этого вопроса. Вместо этого Иисус добавляет сложностей: «если вас это соблазняет, если вас это смущает, то подождите, что вы увидите дальше. То, что вы увидите дальше, вообще будет выходить за всякие рамки». Здесь Он говорит слова: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?»

Эти слова указывают не только на вознесение, но и на все, что было до того. Т.е. для того, чтобы Христос вознесся на небеса, Ему нужно было: во-первых, быть преданным римлянам, во-вторых, быть поруганным, в-третьих, быть распятым, в-четвертых, умереть и потом только воскреснуть и вознестись во Славе к Отцу. И вот этого еврейский ум не мог никаким образом допустить. Как, мессия будет страдать?! Более того, не просто страдать, а страдать от рук римлян, кроме того, еще умереть такой унизительной смертью. Римляне даже своих граждан не казнили так. Это была очень унизительная смерть. Вот почему апостол Павел пишет об этом через несколько 10-летий:

1Кор 1:22-25 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Вот в этом проблема заключается! Настоящая вера начинается с той точки, когда человек приходит и понимает, что Бог действительно обладает всем знанием, превосходством знания. Он обладает правом открывать то, что считает нужным и скрывать то, что по каким-то причинам сегодня не доступно для нас. Гордый несокрушенный человек претендует на то, чтобы все понимать. Он не может довериться Божьим словам или действиям, которые не укладываются в его сознании. Верующий человек в сокрушении признает, что Божий путь всегда лучший путь, единственно верный путь, даже если он не понятен на данный момент.

Это можно хорошо проиллюстрировать ситуацией с блудным сыном. Этому человеку нужно было дойти до крайней точки. Когда он приходит к отцу и говорит: я готов на все, я готов быть у тебя самым низким слугой в твоем доме. А когда он уходил, его положение было намного выше! Когда он уходил, он уходил с неверием, он уходил с претензиями к отцу. Он уходил с тем, что он был не согласен, как отец распоряжается его жизнью. Ему казалось, что он сам распорядится своей жизнью правильней. Покаяние, вера наступают в тот момент, когда этот молодой человек ставит крест на том, как он распоряжается своей жизнью, когда он приходит и говорит: отец, возьми мою жизнь и распоряжайся ею ты, как хочешь. В этом суть спасающей веры.

Втор 29:29 Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое -- нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.

Ясно сказано, что Бог определил, что-то Он нам открывает, что нам нужно знать, а что-то скрыл и это принадлежит Ему. Мы не можем претендовать, чтобы все понять.

Кстати, здесь есть одна очень важная деталь. Дело в том, что у верующих людей могут быть ситуации, в которых они задают вопрос, когда им что-то не понятно, когда они переживают скорби, неудобства, страдания, боль. Это естественный процесс, речь не идет о том, что если человек уверовал, у него уже дальше по жизни не будет вопросов. Но, задавая эти вопросы, он всегда будет находить ответ, смиряясь перед Богом. В этом отличие настоящего верующего человека. Это и есть возрастание в вере. Это очень хорошо проиллюстрировано в ситуации с Иовом.

Этот человек назван благочестивым, праведным. Этот человек был подвержен жесточайшим страданиям. И когда он находился в этих страданиях, кроме того, что он сам страдал еще и его друзья не помогали ему, но предлагали свои какие-то версии, объяснения. Иов страдает внутри, и одна из главных причин этого страдания, он задает вопрос: Господи, почему? Я стремился жить праведно. И он перечисляет: «о сироте и вдове я заботился, завет положил с глазами, чтобы не помышлять о девице, был справедлив с теми, кто у него работал». Он прокручивает в своем сознании все эти аспекты своей жизни и говорит: «не должно быть так!» Он задает вопросы Богу. Но наступает момент, когда он встречается с Богом, и когда после разговора с Богом, после общения, когда он входит во святилище, когда он предстает перед лицом Божьим, этот человек смиряется.

Иов 42:1-6 И отвечал Иов Господу и сказал: 2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. (Бог не объяснил ему, что происходило, Он просто показал ему реальность Кто Он есть) 3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? -- Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… 5 , Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя 6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.

Вот это проявление спасающей веры. Спасающая вера нуждается в росте, и Бог проводит нас через разные обстоятельства, в которых Он допускает напряжение внутри. Он допускает ситуации, в которых нам нужен новый шаг веры, новый уровень доверия Богу. И в данной ситуации каждый уровень доверия приводит к большему знанию Бога, к лучшему пониманию того, Кто Он есть. Люди, не имеющие спасающей веры наоборот: попадая в трудности, соприкасаясь с тем, что им не понятно, что трудно принять, они ожесточают свое сердце уходя от Бога и восставая против Него. Трудные обстоятельства, прежде всего, вскрывают истинную сущность того, кто мы есть. Вот почему Иисус говорит:

Ин 6:64-66 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

Удивительно, эти люди видели чудеса, которые творил Христос, эти люди ходили рядом с Ним, с воплощенным Божьим Сыном, они слышали Его проповеди, они ели хлеб, который сверхъестественным образом был умножен для них, но они оставили Его. Причина? Гордыня, неверие, нежелание смириться.

Итак, сокрушение перед Богом - это сердце спасающей веры. Пока не наступит сокрушение, не будет веры. Вера будет настолько сильной насколько сердце сокрушено перед Богом. А это значит, что ваша духовная значимость прямо пропорциональна тому, насколько вы сокрушены перед Богом. Насколько каждый из нас трепещет перед Ним.

II. Опорный аппарат веры – доверие Божьему Слову

Если сокрушение – это внутренне состояние, то, что человек есть, его сердцебиение, то следующий элемент это то, на что вера опирается.

После того, как Иисус сказал им, подождите, вы увидите еще больше в жизни, в действиях, в практике сына человеческого последовали очень интересные слова:

Ин 6:60-63 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде? 63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

Дело в том, что у людей возможны только две точки опоры: одна – это человеческие возможности, и вторая – Бог. Иисус кратко, но очень точно и однозначно утверждает: жизнь можно получить только возложив свое упование на Божий Дух. Только Он может принести человеку вечную Божью жизнь. Любая попытка опереться на свою собственную плоть всегда приведет к фиаско, к поражению.

Именно в этой плоскости лежит основной конфликт греховного мира с Богом. Пойдя по пути независимости от Бога, с момента грехопадения люди живут, упованием на самих себя, на свои собственные возможности, на свои таланты, на свой разум, на свои силы, на свои творческие способности. Иногда они уповают на самих себя, иногда уповают на свою группу друзей: мы вот такая когорта таких вот людей. Иногда точкой их упования становится нация: мы… дальше добавьте какую хотите нацию. Они ощущают свою собственную силу, свою собственную значимость каких-то человеческих источников. Иногда это связано с наукой: наука поможет, иногда связано с врачами, иногда с психологами, иногда с философами, иногда с политиками, иногда с деньгами, иногда со славой. Все это одна и та же группа, которая представляет собой человека и его ценности. Так было с первого дня грехопадения человека.

Это продолжается и сейчас с той только разницей, что за тысячелетия существования человечества люди накопили намного больше знаний, они намного больше прошли научно-технологический прогресс и сегодня у них намного больше оснований уповать на самих себя. Кстати, здесь они сталкиваются с одной катастрофической проблемой. Дело в том, что человеческая душа остается такой же, какой она была вот тогда, когда Бог только выгнал Адама и Еву из рая.

Я слышал, как один проповедник говорил: «независимо от того, как развивается цивилизация все, что получается: раньше блудили в кустах, сейчас в роскошных отелях». Вся разница. Сущность человеческого греха осталась той же. Но есть иллюзия, что врачи знают, психологи понимают, правители управляют. Это иллюзия, это жесткая иллюзия, которая только усиливает веру в самих себя. Вот почему Иисус, обращаясь к этим людям, о которых Он знал, что они ищут свою опору в своей плоти, кстати, они искали опору в своей религиозности: мы все правильно выполняем, мы все правильно делаем, мы добродетельные, мы имеем такую большую традицию. И зная это, Он говорит: опирайтесь только на то, что сделает Дух, что Бог сделает. Ваша плоть не решит проблемы.

Далее Он представляет более детальное объяснение, что значит опираться на Дух: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Он говорит, что только Слово Его несет в Себе жизнь. Только Его Слово должно стать точкой опоры, ничто другое не квалифицировано, чтобы выполнить эту функцию. Чрезвычайно важное утверждение.

Дело в том, что когда люди думают о Духе, о Его действии, о Его практической роли в жизни, они попадают в опасность субъективизма, они попадают в опасность поддаться бесконтрольному ощущению. Разочаровавшись в технологическом прогрессе, люди уходят в мир чувств, погружаясь в мистику, ища в ней ответы на неразрешенные вопросы. Друзья, это очередная уловка дьявола: мистика – это тоже плоть, это то, что генерируется плотью.

Есть только два варианта: есть Божье Слово, которое принесено Божьим Духом и которое связывает нас с жизнью, которую дает Дух, и есть все остальное: воображение, мистика, чувства, философия, психология, научно-технический прогресс и т.д., все это Иисус называет плотью.

Иисус предостерегает нас от этой ошибки. Он говорит: Слово Моё есть Дух и жизнь. И мы видим, что именно Слово определяет нашу жизнь.

Иак 1:18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

Мы от Слова получаем новое рождение. Духовный рост возможет только при действии Слова:

1Пет 2:2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;

Успех, удовлетворенность в жизни возможен только посредством Слова.

Пс 1:1-3 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Чтобы иметь жизнь нужно познавать Слово, чтобы иметь общение с Духом Божьим нужно наполняться Словом, чтобы возрастать в познании Иисуса Христа нужно жить Его Словом.

Обращаясь к окружающим Его людям, Иисус говорит, что единственно точным ориентиром в вашей жизни может быть только Моё Слово, Божественное откровение, которое Я принес с небес для того, чтобы вы могли видеть путь и идти по нему, не блуждая во тьме.

Ин 6:63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

Итак, мы определили, с чего начинается вера. Вера начинается с сокрушенного сердца. Это сердцевина веры. Дальше мы определили, на что опирается вера: вера опирается на Божье Слово. Причем, эти два элемента взаимосвязаны, они не могут друг без друга развиваться.

Есть еще третий элемент:

III. Кровеносная система веры – личные отношения с Христом

Суть вот в чём. Для чего мы верим? Когда мы говорим: я стал верующим человеком, что должно произойти? Что должна вера дать? Разные люди по-разному себе это представляют.

Некоторые говорят, что всякий по-настоящему верующий человек будет иметь хорошее материальное благополучие, он будет иметь здоровье, будет иметь лучшую машину, хороший дом и т.д.

Некоторые говорят, если человек верующий, то он будет активным в церкви, он будет много делать в церкви для того, чтобы церковь функционировала и т.д.

По разному люди представляют себе это. Люди, которые были вокруг Иисуса Христа, тоже имели свое собственное представление, что значит быть верующим, и они считали себя верующими. Вера одних заставляла их тщательно исполнять закон, мельчайшие предания, все точно-точно. Другие считали, что чтобы быть верующим нужно просто регулярно выполнять обряды. Жертву нужно принести? Принесу!

Для третьих это было только социальным явлением, определявшее их национально-культурную принадлежность. Я иудей, я обрезанный, я принадлежу к иудейской нации, поэтому вот это моя вера.

Четвертые видели смысл веры в поиске каких-то экстраординарных переживаний, они искали чего-то особенного. Т.е. люди, которые собрались вокруг Иисуса Христа, и которые потом оставили Его, они на определенном этапе тоже считали себя верующими, каждый в своей характеристике. Они по-своему измеряли, что же значит быть верующим. И только одна очень маленькая группа людей действительно обладала спасающей верой, хотя даже внутри нее был один, который оказался неверующим.

После того, как основная масса так называемых учеников отошла от Христа, Он обратился с вопросом к оставшимся, к 12-ти. Ответ на этот вопрос проливает свет на практическое выражение их веры.

Ин 6:67-71 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. 70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. 71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

Несмотря на то. Что толпа Его последователей резко поредела, мы говорили, что в начале этой истории Иисуса окружает многотысячная толпа. Пять тысяч только мужчин, в зависимости от того, как мы посчитаем, но во всяком случае десяток тысяч точно был. Это начало истории. Заканчивается история – 12 человек вокруг Христа. Очень мощное евангелизационное служение Иисуса Христа. И Он обращается даже к этим 12-ти. Казалось бы, здесь нужно было сказать: ну вы хоть не уйдете? Вы хоть не оставите Меня? Ну, представьте себе, когда вам спину показывают, причем массово, причем те, которые вчера только хотели вас царем сделать, те, которые ели ваш хлеб. Теперь они говорят, какие странные слова и вообще, что за чудак такой, я никак не могу за ним идти. Унизительно очень сделали. Но вместо того, чтобы как-то в панике пытаться сохранить оставшихся, Иисус задает им вопрос, цель которого о проверке прочности их веры. Он, конечно, знает их веру, но Он хочет, чтобы они сами увидели, чтобы они посмотрели на свою собственную веру.

Ответ учеников, сформулированный как обычно апостолом Петром, заметьте, у всех разные дарования, вы никогда не слышите об учениках, чтобы они что-то говорили. Некоторые иногда что-то говорят, но если требуется общий ответ – всегда один только человек говорит – апостол Петр. Он выражает точку зрения учеников, в этом ответе он выражает сущность того, чем живет человек, который по-настоящему уверовал в мессию, как в Сына Божьего, сошедшего с небес. Ответ содержит в себе 3 грани. Я очень кратко их коснусь.

Верующий человек глубоко понимает, что Иисусу Христу нет альтернативы. Вот почему апостол Петр говорит: «к кому нам идти?». Когда Христос спрашивает, не хотите ли и вы отойти? Друзья, для апостола Петра слова «есть плоть и пить кровь» были так же не понятны. Они трудно умещались в его сознании, он тоже был еврей, и помните, он был еврей настолько, что даже тогда, когда уже прошел день Пятидесятницы, началось мощной служение в Иерусалиме, для того, чтобы помочь ему понять, что он может есть с язычниками, Богу нужно было сделать чудо, специальное видение, когда на крыше сошло вот это полотно, в котором были нечистые животные и Бог ему говорит: встань, заколи и ешь. Т.е. он был очень брезгливым евреем, который очень трепетно относился к «чисто-не чисто», сортировал все это дело. Т.е. для него эти слова «есть плоть и пить кровь» вызывали такую же реакцию, это было очень трудно понять. Но, находясь в этом состоянии, он говорит: «а куда идти? А куда еще идти? Альтернативы Иисусу Христу нет. Спасающая вера открывает, что в мире не существует других источников, способных даровать Божественную жизнь кроме Иисуса Христа. Вот почему христианство – это эксклюзивная религия, религия эксклюзивизма. В этом суть.

К этому моменту апостол Петр и другие ученики хорошо поняли не только то, что Иисус это Сын Божий, Который сошел с небес, но и то, что Он пришёл, чтобы решить самую большую проблему людей, проблему их нарушенных взаимоотношений с Богом, проблему человеческого греха. Апостол Петр хорошо понимал, что во всей вселенной не существует другого варианта для решения этой проблемы. Они точно знают, что это мессия. Раз Бог Его послал значит Он знает, что делает, хотя и не понимали того, что происходит. Поэтому он и не уходит от Христа. Не смотря на то, что все уходят. Он знает, спасение от греха и смерти возможно только здесь.

Второе, что мы видим в ответе апостола, он не только подчеркивает эксклюзивность Христа, как Спасителя, но и указывает на природу спасения: «ибо Ты имеешь глаголы вечной жизни». Апостол говорит, мы не уходим от Тебя, потому, что нам нужно слушать, что Ты говоришь, потому что только Твои слова, это единственный источник вечной жизни, доступный здесь на земле. Друзья, это главное выражение веры. Спасающая вера всегда фокусируется на том, чтобы быть ближе к Иисусу Христу, чтобы как можно лучше понимать Его, чтобы как можно лучше отобразить Его в жизни, как можно глубже жить Им. Заметьте, Петр не сказал, ну к кому нам идти? Ты вчера бурю успокоил, а позавчера хлебом накормил, а еще и тещу мою исцелил, а еще мы видим, как Ты бесов изгонял. Т.е. он не говорит о чем-то ином, он говорит, я хочу быть с Тобой не потому, что Ты дал мне исцеление или не дал мне исцеление. Ты накормил меня хлебом или я сегодня буду голодать. Ты дал мне то желаемое или не даешь мне желаемое. Он не связывает с этим причину, почему он следует за Христом. Он связывает это с самой главной ценностью: я хочу быть с Тобой, потому что, то слово, которое Ты говоришь, оно позволяет мне жить.

В этом смысл веры. Вот сюда направлен ее вектор. Законничество формируется на исполнении правил. Религиозный либерализм фокусируется на самореализации внутренних ценностей человека, того, что человеку кажется правильным. Мистика фокусируется на каком-то эмоциональном субъективизме. Настоящая спасающая вера движима желанием познать Христа, потому что она видит ценность Иисуса Христа, она понимает Его богатство. Апостол подчеркивает «только у Тебя есть Слово, которое необходимо душе на каждый момент ее жизни. Поэтому мы не оставим Тебя, мы будем стремиться быть еще ближе к Тебе, чтобы понимать Тебя, чтобы жить Тобой.

Подобное открытие когда-то сделал апостол Павел. Встретившись со Христом, он сказал, что познание Христа и Его жизнь, это наивысший смысл существования человека, поэтому он говорит: «я от всего отказался», чтобы познать Христа. Цель веры заключается в том, чтобы жить Христом, больше познавать Его, наполняться Им.

Есть еще третий элемент. Петр говорит: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого."

Заметьте, как вера стоит впереди познания. Это очень интересный процесс, который движется как бы по спирали. «Вера от слышанья, а слышанье от Слова Божьего». Т.е. мы получаем изначальное знание, и доверившись Ему, мы получаем возможность открыть более глубокое понимание Бога. Вот это то, что объясняет здесь апостол Петр. Он говорит о том, что настоящая спасающая вера влияет на знание, она постоянно углубляет наше понимание Иисуса Христа, по мере своего развития она постоянно делает его более ценным для нас, лично ценным. Она приносит удовлетворение, наслаждение душе. Радость, мир, который дает Иисус Христос это связано с Ним Самим.

К сожалению, мы очень часто ищем радость, удовлетворение, утешение в чем-то ином, в чем-то, что Христос может дать (хлеб или здоровье, или чтобы буря успокоилась). Но самое большое и самое ценное содержится в Нем Самом. Апостол Павел когда-то молился о верующих в Ефесе:

Еф 3:14-19 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

Заметьте, здесь речь идет о верующих людях, которые уже приняли Христа, но тем не менее, Павел говорит «верою вселиться Христу в сердца ваши». Он говорит об углубляющемся процессе, о процессе, который ведет к тому:

«18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

Итак, в этом и заключается смысл спасающей веры. Посмотрите на вашу веру, это, прежде всего, касается вас, дорогие друзья. Если вы сегодня обнаруживаете, что вы не являетесь по настоящему верующим человеком, вы сегодня можете покаяться, сокрушиться перед Иисусом Христом, вы можете прийти и в сокрушении просить Его, чтобы Он явил к вам Свою милость. Или, может быть, наблюдая за собой, вы видите, что у вас есть признание Иисуса Христа, как единственного Спасителя и вам, конечно, некуда больше идти, и вы понимаете, что только в Иисусе Христе есть это живое слово, но вы понимаете, что не очень Его цените, что этот процесс углубления веры, углубления познания Иисуса Христа должен стать более полноводным, более широким.