«Бэтмен возвращается» для меня – главный рождественский кинокомикс. Ёлка, подарки, украшенный праздничной иллюминацией мегаполис – всё тут есть. Только вместо Санты - жуткого вида Пингвин в исполнении Денни де Вито. И он подарки малышам не приносит, а, наоборот, планирует с детьми сделать нечто плохое.
Вторая часть «Бэтмена» Тима Бёртона отличается по общей атмосфере. Временами появляется ощущение наивной рождественской истории, уж больно несерьезно всё происходящее: злодей, который руководит стаей пингвинов, его личный транспорт в виде утёнка для ванной, наивнейшее поведение жителей Готэма. Тон повествования напоминает очередную сказку про Гринча.
Но вдруг появляется женщина-кошка в латексе и с хлыстом, которая шутит про копов, «путающих пистолеты со своими членами», а чудовищного вида Пингвин откусывает нос своему насмешнику. В фильме хватает мрака, жестокости, сексуальных намеков в сочетании с наивной, почти детской атмосферой. Такая эклектика может одних смущать, других приводить в восторг.
Это уже другое кино. Бёртон вернулся в режиссёрское кресло с условием, что фильм не будет прямым продолжением ленты 89-го. Получилось вполне самостоятельное произведение, слабо связанное с первым фильмом.
Из старого: режиссёр Бертон, актеры Майкл Китон, Пэт Хингл и Майкл Гоф. Единственный сюжетный рефрен к первой части – упоминание Викки Вейл в диалоге Брюса и Селины.
Также Брюс напоминает Альфреду о его знаменитом проступке, который он совершил в первом фильме. То, что дворецкий привёл Викки Вейл в бэт-пещеру, видно, сильно поразило Уэйна, да и многих фанатов. Об этом я уже писал.
На этом связи с первой частью заканчиваются. «Бэтмен возвращается» - вполне самостоятельный фильм. Тут уже другая атмосфера: вторая часть гораздо мрачнее и готичнее.
Приступив к проекту, Бёртон отверг ряд идей из первоначального сценария. Поэтому, в фильме нет Харви Дента (заменили на Макса Шрека) и Робина (его должен был играть Марлон Уайнс). Также режиссёр отказался возвращать на экран Джокера, а планы такие были.
В раннем сценарии Пингвин и Женщина-кошка объединялись, чтобы отыскать сокровища, а Брюс Уэйн делал предложение Викки Вейл. Главный же злодей собирался заморозить Готэм. От последнего пункта отказались, посчитав слишком клишированным мотивом. В будущем режиссёр Ноэль Шумахер так не посчитает. Если вы помните, Мистер Фриз в «Бэтмен и Робин» планировал именно это.
Гонорар Майкла Китона в этот раз составил 10 миллионов $, а акцент на персонаже стал больше, чем в первой части. Но как часто бывает в бэт-историях, главный злодей переманивает внимание зрителя от главного героя на себя.
Денни де Вито в этом фильме прекрасен. В облике Кобблпота хватает комиксного, но многое в образе персонажа Бертон переосмыслил. Этот Пингвин более готичный, отсылающий к старым эпохам. Вместо смокинга и галстука-бабочки у него аристократичный наряд с жабо на шее. Так он даже больше напоминает реального пингвина.
По задумке, этот Пингвин – не просто преступник в костюме, а уродец с психологической травмой. У него деформировано тело: руки со слипшимися тремя пальцами, искривлённый позвоночник, птичий нос.
В фильме все, что связано со злодеем – символично. Так, родители Кобблпота хотели избавиться от сына, сбросив с моста корзину с младенцем. Налицо библейская отсылка. И это действительно была смерть, но смерть здоровой личности, которой он мог стать, оставшись в обществе. В канализации Пинвгин переродился, но уже в облике чудовища, озлобленного на мир. В конце же Освальд умирает второй раз, уже как монстр, когда его новая «семья» также скидывает его в воду. То, что начали его родители, закончили пингвины. К слову, на момент смерти Освальду было 33 года.
Каждый съемочный день Де Вито начинался с нескольких часов нанесения грима. Кстати, вот эту сцену с обезьянкой сняли далеко не сразу. Животное боялось подходить к такому монстру.
Напугал Пингвин и производителей игрушек. Если все остальные герои в линейке по фильму соответствуют киношным образам, то Кобблпота решили сделать в классическом мультяшном стиле, дабы не отпугивать покупателей.
Несмотря на значительное переосмысление персонажа, многие классические элементы на месте: цилиндр, монокль, зонтики на все случаи жизни. А вот мундштук с сигаретой не стали использовать, ибо курить – плохо. Но это не помешало на рекламных постерах изображать Пингвина курящим.
Занятная деталь – отношения Пингвина с кошками. В начале фильма он жестоко расправляется с домашним питомцем (благо, за кадром). В будущем у него будут довольно непростые отношения с Селиной Кайл.
И раз речь зашла о Кэтвумен. Мишель Пфайфер – прекрасный выбор на эту роль. Она может быть невероятно обворожительной и безумной одновременно. Актриса готовилась к роли серьёзно: поднимала тяжести, занималась кикбоксингом и, конечно же, упражнялась с кнутом. По воспоминаниям Мишель, она как-то так увлеклась, что поцарапала лицо своего тренера.
Думаю, многие помнят сцену, где Женщина-кошка засовывает птичку в рот. Сперва хотели использовать муляж, но Пфайфер посчитала, что это будет неубедительно. Так что, в фильме она засовывает в рот настоящую птицу.
Изначально, Женщина-кошка умирала в конце, но в последний момент Бёртон решил добавить в фильм ещё одну сцену. В самом конце Кэтвумен смотрит на бэт-сигнал (играет уже не Мишель, а дублерша). Досъем этой сцены обошелся в 250000 $. Тут Брюс Уэйн понимает, что Селина жива, а зритель – что героиня может появиться в продолжении.
Отношения Брюса и Селины – настоящая страсть. Они – родственные души, ведь оба скрывают свои альтер-эго. В фильме есть сильная смысловая сцена, где эти двое танцуют на маскараде. В отличие от остальных гостей, эта пара тут без масок. Подчеркивается, что Брюс Уэйн и Селина Кайл – не более, чем маски, что скрывают истинные лица.
Ещё один значимый персонаж – Макс Шрек в исполнении Кристофера Уокена. Герой назван в честь немецкого актёра, известного по роли в культовом ужастике «Носферату, симфония ужаса».
Шрек – влиятельная личность в Готэме. Его обожают простые люди, к нему прислушиваются политики. Этот бизнесмен не чист на руку, построил карьеру на преступлениях. Но даже в подобном чудовище в конце фильма проявляется что-то хорошее – он готов принести себя в жертву вместо сына.
А ещё в фильме очень много пингвинов. Среди них – реальные (у них был даже свой трейлер с низкой температурой), аниматроника, люди в костюмах, а есть полностью сделанные на компьютере.
Известная сцена, где куча пингвинов идёт по городу с ракетами, чтобы убить всех первенцев Готэма выглядит тем еще бредом и может вызвать смех. Но вот зоозащитникам было не смешно, и они обвиняли создателей за такое обращение с животными. Однако, их заверили, что реальных пингвинов в этой сцене не было.
В целом, фильм получился зачетный, с мрачной эстетикой, топовым кастом и потрясающей работой над дизайном персонажей и декораций. Однако, не все зрители и критики приняли в этот раз подход Бертона. Мол, слишком мрачно и перебор с готикой. Подумали продюсеры и решили: хватит с нас Бёртона. И пришёл Ноэль Шумахер, но о его работе поговорим в другой раз. Не забудь подписаться, чтобы ничего не пропустить!