- Здравствуйте! Я опекун Ивана Иванова.
- Да, я вас слушаю! Какова причина отсутствия Ивана Иванова?
- Причина - тяжёлое душевное состояние. Понимаете, у Вани несчастная любовь. Пожалуйста, сообщите об этом другим учителям!
- Чего ради? - нахмурилась классная. - Чтобы мы в учительской обсуждали его личную жизнь?
- Да я не знаю, о чём вы говорите в учительской, и не хочу вмешиваться в эти разговоры! Я хотел сказать, чтобы с ним были как-то помягче, чтобы оценки ставили исходя из его состояния... А то мне на Ваню смотреть страшно! Выглядит хуже мертвеца! Спасать человека надо! Я не знаю, как, но вы уж постарайтесь, вы же педагог...
- Так что же с ним делать, если он в школу не ходит?
- Ну ладно, я вам подскажу, ведь вы ещё не успели его хорошо изучить... У него очень сильно развито чувство ответственности перед обществом.
- Да какая же ответственность, если он школу прогуливает! - возмутилась классная.
- А что, какой-то социальной группе плохо из-за того, что он прогуливает? Он знает, что всю информацию можно найти в интернете. Может быть, в одиннадцатом классе он сможет перейти на семейное обучение, если отойдёт от любви. Не удивляйтесь, что я пророчу такой большой срок страданий: у него врождённая патология - неадекватное восприятие времени. Для него время идёт быстрее, чем для нас, поэтому всё переживается дольше.
- Семейное обучение - как раз лучший выход из положения! - воскликнула классная. - Давайте переведём его со следующего года, чтобы он забыл школьную любовь!
- Так зачем же закрываться? Нагрузка Ване нужна, а не изоляция! Может быть, сделаете его старостой?
- Не могу! Староста - Полина Иванова! А Ваня пусть побеседует с директором...
- Знаете, если ему надо будет в депрессивном состоянии беседовать с директором, я сам на некоторое время освобожу его от посещения школы! Не наказание тут нужно, а помощь! Пришлите, пожалуйста, Ване сообщение, что теперь он староста!
- Ну хорошо, - отрезала классная и бросила трубку. На самом деле вызов к директору не отменялся, новый староста не назначался...
А Хомаршель ничего не знал. Он спокойно прогулял всю неделю. Моисей не говорил ничего, выполняя свой план, а план был такой - убрать Полину Иванову. Репетитор стал заниматься с ней и, когда она правильно сделала сложное задание, закричал:
- Что же вы в этой шарашке делаете? Вам нужно в нормальную школу! Я ещё не знал, в какой ужасной школе вы учитесь, когда отдавал туда приёмного сына... И теперь Ваня не уйдёт. Сначала из-за взаимной любви, а теперь - из-за невзаимной, ведь я не позволяю перейти в другую школу только для того, чтобы забыть. Но вы-то можете уйти!
Моисей никак не ожидал второго положительного варианта развития событий, но Полина сказала так:
- Я помню, вы на прошлом занятии говорили, что меня держит только должность старосты. А вот и нет! Ненавижу быть старостой! С удовольствием отдам эту должность кому-нибудь другому! Да хоть тому же Ване! Он - лидер, а не я! Когда Ваня выздоровеет...
- Когда Ваня вернётся в школу, - поправил Моисей. - Выздоровеет он, увы, не скоро...
Уладив всё с Полиной, Моисей объявил Хомаршелю о возможном получении новой должности.
- На Полину не надейся, - улыбнулся старик. - Она больше не хочет быть старостой! И классная об этом знает! Она уже готова назначить тебя, только... приди в школу! Я всё прекрасно знаю! Нет, ругать не буду. Я прекрасно понимаю, как тебе сейчас тяжело.
- Хоть власть у меня есть! - воскликнул Хомаршель.
16 апреля он был в школе. Классная попросила совершенно официально пропустить один урок, чтобы новый староста ознакомился со своими обязанностями.
- Значит, так... Первое: в указанные дни собираешь дневники или учебники у одноклассников. Второе: контролируешь внешний вид. Третье: звонишь учителю, если его после звонка нет в кабинете. Четвёртое: проверяешь домашнее задание у одноклассников. Конечно, для подтверждения правильности проверки отправляешь её результат предметнику. И даже отсутствующие должны будут передать тебе домашнее задание! Пятый пункт касается как раз этих отсутствующих... Нужно выяснять причины неявки, причём не просто звонить, а ходить по домам! Вот адреса! И все будут обязаны тебя пустить: кто не пустит, получит двойку по поведению! И каждый должен будет отзвониться, что ты пришёл, иначе двойку по поведению получишь уже ты! А это значит, что по случайному предмету будет снижена оценка! Шестое: все темы проходишь заранее, чтобы выходить к доске на каждом уроке!
Много обязанностей теперь было у Хомаршеля. Полина Иванова явно всем этим не занималась. А Хомаршель не увидел шанса вернуть Катю... Когда она не пришла на очередной урок, он после школы пришёл к ней.
- В чём дело? - строго спросила Катя. - Кажется, мы с тобой расстались!
- Меня сейчас не интересуют наши отношения. Ты же помнишь, что я теперь староста, потому что Полина Иванова отказалась от этой должности?
- Ах, ты по школьным делам... Но зачем ко мне ходить? Мог бы просто позвонить!
- Нет. У меня здесь всё написано: я должен выяснять причины прогулов, приходя домой к одноклассникам!
- Как - прогулов? - встрепенулась Кристина Робертовна. - Разве Катя не была в школе? Но она же рассказала мне о треугольнике с неприличным названием!
- Это было неделю назад, мне говорила Оля Рюрикова. Что Катя рассказала в тот день, Кристина Робертовна?