Найти в Дзене
Мохнатый Шмель

СССР (ностальгическое)

Сразу скажу, я не любитель СССР. Рос я в семидесятые годы в славном городе Иркутске, куда мои родители попали детьми во время войны, в результате эвакуации из черты оседлости. В моем детстве, конечно, было много хорошего. В основном, это школа, друзья, походы какие-то... Ну, вот, собственно, и все. Остальное было так себе. В СССР не было нормальной экономической логики, когда товар сам приезжает туда, где на него есть спрос. В СССР была централизованная распределительная система и города различались по уровню снабжения. Насколько я знаю, и в большинстве других городов было не очень, но Иркутск это было что-то особенного. Например, сыр. Сыра не было от слова совсем, его я ел только когда отец возвращался из командировки в Москву. Когда я шёл из школы домой, ежедневно наблюдал очередь в пол квартала за маслом в молочный на Карла Маркса. Иногда и стоять в ней приходилось, не было ничего хуже этого. Люди от этих очередей становились злыми. Ветераны, которых нужно было пропускать вне очеред

Сразу скажу, я не любитель СССР. Рос я в семидесятые годы в славном городе Иркутске, куда мои родители попали детьми во время войны, в результате эвакуации из черты оседлости. В моем детстве, конечно, было много хорошего. В основном, это школа, друзья, походы какие-то... Ну, вот, собственно, и все. Остальное было так себе. В СССР не было нормальной экономической логики, когда товар сам приезжает туда, где на него есть спрос. В СССР была централизованная распределительная система и города различались по уровню снабжения. Насколько я знаю, и в большинстве других городов было не очень, но Иркутск это было что-то особенного. Например, сыр. Сыра не было от слова совсем, его я ел только когда отец возвращался из командировки в Москву. Когда я шёл из школы домой, ежедневно наблюдал очередь в пол квартала за маслом в молочный на Карла Маркса. Иногда и стоять в ней приходилось, не было ничего хуже этого. Люди от этих очередей становились злыми. Ветераны, которых нужно было пропускать вне очереди, сильно их раздражали.

Во всем были видны признаки деградации. В повсеместном алкоголизме, в оторванных трубках телефонов-автоматов, в переполненных мусорных контейнерах, в огромном количестве долгостроев, когда смета заканчивалась, а ничего не построено, потому что все разворовано. Вообще, тащить все что плохо лежит считалось почти нормальным.

Или вот гостиницы. Без командировочного тебя там не поселят, хоть гостиница полупустая стоит. А просто никому это не надо, никто во всей цепочке не заинтересован. Лишний гость - лишний геморрой, убирать за ним потом. Нормальное экономическое взаимодействие пробивало себе дорогу через взятку администратору, но это ненормально и ещё раз указывает на деградацию. Кстати, эта схема с гостиницей демонстрирует состояние всего советского народного хозяйства, на тот период. Всем все пофиг, только местному чиновнику нужно было отчитаться наверх. Ну так он и отчитывался, приписав так прилично. Потом премию получал за успехи. На следующем этапе ещё приписывали и опять наверх. В результате, в Москву приходила картина, не имеющая ничего общего с реальностью.

Я это к тому, что крах советской экономической модели был неизбежен. Попытки Андропова как-то решить эти проблемы путем отлова советских людей в магазинах в рабочее время, были смешны и наивны. А Горбачев это никакой не предатель и не идиот. Это закономерный итог деградации СССР, по другому это закончиться и не могло.