Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Под звездой и якорем

Оглавление

Александр Семениченко

Сначала небольшой экскурс. Вертолет-амфибия Ми-14 создавался как дальнейшее развитие вертолета Ми-8, использовался в морской авиации. Была выпущена сравнительно небольшая серия. Вертолет имеет герметичное днище-лодку, убирающееся четырехстоечное шасси, способен взлетать и садиться на сушу и на водную поверхность. Экипаж 4 человека. Многие, даже авиаторы, путали Ми-14 с Ми-4, видимо из-за созвучности.

В середине 90-х годов прошлого века экипаж вертолета Ми-14 одного из полков морской авиации получил задание на перегон своего летательного аппарата в ремонт. Задание в общем-то обыденное, маршрут накатанный, но … В те годы существовал некий дефицит керосина и при планировании маршрута этот факт необходимо было учитывать. Не каждый старший авиационный начальник готов был делиться своим керосином с транзитным «чужаком».

Но в итоге все вопросы по заправке топливом были оговорены и согласованы. Маршрут получился кривоватым, с отклонениями от привычного, но генеральный курс был выдержан.

Одним из пунктов заправки был учебный аэродром военного летного училища, готовившего летчиков дальней авиации. На подходе экипажем вертолета была установлена связь с вышкой. РП (руководитель полетов) несколько раз уточнял тип вертолета, упорно акцентируя «Ми-4?». Подход был разрешен, но РП, видимо на всякий случай, уточнил, пытаясь выяснить принадлежность воздушного судна, гражданское или военное: «Вы идете под флагом или под звездой?»

В ответ прозвучало: «Не только под звездой, но и под якорем», - что видимо еще больше озадачило руководителя полетов. Подойдя к третьему развороту вертолет вписался в схему захода аэродрома. После четвертого разворота в эфире прозвучала привычная для экипажа вертолета фраза: «На прямой, шасси выпушены, зеленые горят, к посадке готов».

РП, видимо, решив, что вертолетчики шутят, дал команду убрать шасси. Команда была исполнена, о чем и было доложено РП. Небольшое замешательство и новая команда: «Выпустить шасси». Шасси выпущены и повторный доклад командира вертолета: «Шасси выпушены, зеленые горят, к посадке готов».

Вертолет, хоть и на минимальной скорости, но приближается к полосе. Необычный вертолет с убирающимися шасси уже вызвал интерес у всех находящихся на вышке. Вертолет подходит к точке приземления, а разрешения на посадку все еще нет. И снова команда РП убрать шасси. В ответ командир вертолета предложил зависнуть перед вышкой и продемонстрировать процесс уборки-выпуска шасси для всех присутствующих. После чего РП наконец-то дал условия и разрешил посадку.

Желающих посмотреть на необычный вертолет оказалось довольно много. Но стоянка была недолгой, заправились оперативно, «добро» на следующий этап перелета получено. На последующих аэродромах Ми-14 принимали в штатном режиме.

-2

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Семениченко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен