Наследники величайших семей Санкт-Петербурга живут здесь буквально по-спартански. Институт не только дает блестящее образование, но и воспитывает характеры в чрезвычайной твердости.
Екатерина II, загоревшись идеей привнесения просвещенного абсолютизма во все сферы жизни общества, не обошла вниманием вопрос женского образования. Смольный институт благородных девиц, основанный ею в конце XVIII века, стал первым государственным учебным заведением для девочек в Европе.
Постановления института полностью противоречили тем, которые большинство аристократов того времени считали достойными своих преемников. Смольный был призван "сломать" отжившие социальные привычки. Девиц воспитывали для того, чтобы они могли выйти замуж соответствующим образом (что они и делали в большинстве случаев), но обучение в институте должно было сформировать женщину для новой эпохи, способную облагородить свое окружение и воспитать своих детей в просвещенном духе.
Монашеский образ жизни
Смольный институт, как женское учебное заведение, просуществовал с 1764 по 1917 год, но изменение его внутренней структуры и нравов было незначительным. С 1765 года туда также начали принимать "девушек низшего класса", тех, кто не был дворянкой (но и не крепостной). Ученицы делятся на 4 возрастные группы (в школу принимают девочек от 6 до 18 лет), каждой из них выдается платье определенного цвета: младший возраст носит платья кофейного цвета, у девочек второй возрастной группы платья светло-голубого цвета, третий возраст имеет серый цвет, а старшие одеваются в белое платье.
Для того чтобы приучить девочек к легкой и грациозной походке, им делают тяжелую и толстую обувь - после использования этой обуви девочки приобретают красивую походку. Никаких украшений не допускается, прически также одинаковы для каждого возраста - внешний вид школьниц аскетически скромен и аккуратен.
Аскетизм - это и диета девушек, несмотря на их юный возраст. Утром они пьют чашку чая и едят булочку с маслом и сыром, иногда воспитатели говорят, что им подают кашу. Обед - суп и лепешка, а на ужин снова лепешка с чаем или молоком. Все это меняется с наступлением Великого поста, когда питание становится еще более скудным.
Александра Соколова, выпускница Смольного института 1840 года, поделилась своими воспоминаниями так: "Никто не ожидал появления царя (Николая I) в этот день. Новость о том, что он проник на кухню через черный ход, очень быстро распространилась по всему учреждению. Этот его поступок напугал многих и оставил других в недоумении...
Впоследствии до нас дошло, что царь, подойдя к кастрюле, в которой только что варился, а точнее, елся рыбный суп, обмакнул ложку, с удовлетворением попробовал жидкое варево и сказал: "Даже такую дешевую рыбу они пощадили... Ну, а что же теперь есть на второе? М-да... Мои солдаты едят еще лучше!".
Такая строгость в воспитании школьниц объясняется прежде всего методами воспитания (они хорошо известны в лучших частных школах Англии). Привычка довольствоваться малым закаляет дух учеников и формирует активный характер, не поддающийся унынию и праздности, даже если вся их последующая жизнь пройдет в роскоши. Некоторые говорят, что ограничение рациона объясняется тем, что школа содержится только за государственный счет (семьи девочек ничего не платят за их одежду и питание), и что кухня часто становится местом кражи продуктов.
Родственникам разрешается приносить девушкам деньги и сладости. Делиться едой между девочками - это нормально. На полученные деньги, которые поступают к школьницам через охранников, можно купить больше хлеба и выпечки (сокровища должным образом спрятаны в общежитиях инспекторами).
Равенство в институте
В "нижней" половине Смольного (Александровской) жили и получали образование девушки низшего происхождения: дочери клерков, банкиров и купцов без дворянского происхождения.
Жители дворянской половины (Николаевской) имеют определенные преимущества перед своими соседями из Александровской половины. Дважды в год они ездят в придворных каретах с церемониальным эскортом офицеров, сдают императорские экзамены, на которых присутствуют представители королевской семьи, посещают императорские балы, где танцуют с великими князьями и иностранными принцами. В институте при встрече с девушкой-дворянкой мещанская девица первой делает реверанс, и только потом ей отвечают тем же.
Но в других отношениях условия жизни студентов из обеих половин совершенно одинаковы. Девочек размещают в комнатах, больше похожих на казармы. Около десяти учеников живут в одном общежитии, скромное убранство которого ограничивается кроватью с жестким матрасом, маленькой прикроватной тумбочкой и стулом. Зимой в общежитиях особенно сурово - температура в комнате может опускаться до 10 градусов по Цельсию, и девочки вынуждены спать под тонкими одеялами и умываться холодной водой рано утром, сразу после вставания. Многие, особенно новички, заболевают. Но даже в таком унылом месте студенты находят отдушину: в лазарете тепло, можно хоть немного поспать и поесть, поэтому более предприимчивым барышням удается симулировать болезнь.
В кого влюбляются школьницы
Врачи и учителя - единственные мужчины, которых девочки регулярно видят в течение 12 лет своего пребывания в тюрьме. Придя в институт в возрасте 6 лет, они не покидают его до окончания учебы, так как каникулы не предоставляются (со временем срок пребывания в институте сокращается в несколько раз). Учителя намеренно выбираются женатыми, среднего возраста и желательно с физическими недостатками, чтобы не смущать девочек. Но и это не спасает этих единственно доступных мужчин от превращения в объект обожания. Студентки отрезают куски от своих пальто, чтобы носить их с собой, обливают шляпы своими духами и делают много других глупостей подобного рода.
Также принято боготворить одну из старших учениц. Каждая младшая школьница выбирала себе кумира и демонстрировала свою привязанность способами, которые сегодня могут показаться довольно странными. Чтобы доказать свою любовь, девушки могут съесть кусок мыла или сделать что-то еще хуже. К счастью, чаще всего обожание ограничивается небольшими одолжениями и похвалой. "Обожать" означает пытаться увидеть объект обожания, которым обычно является одна из девушек высшего класса, и когда она проходит мимо, то звать ее за собой: ange, beauté, incomparable, céleste, divine et adorable, конечно, не при классной даме, потом писать обожаемое имя на книгах и тетрадях с восклицательными знаками и прибавлением тех же слов", - вспоминала Мария Сергеевна Угличанинова, ученица Смольного в 1840-х годах.
Девочки видятся с родителями только в присутствии классных дам, а переписка отслеживается и читается. Смольный - это абсолютно закрытая среда, из которой практически невозможно выбраться. Однако физические наказания строго запрещены, поэтому провинившихся девочек публично стыдят за плохое поведение: к ее платью прикалывают записку, если ученица сдала ее в класс; с них снимают фартук, лишают обеда, а старшим девочкам запрещают носить взрослые платья и прически.