Психиатрическая клиника имени Алексеева была построена, чтобы обеспечить помощь, мир и покой душевнобольным, заменив старые и жестокие методы лечения.
По мере роста Москвы Преображенская больница (первая психиатрическая клиника) уже не могла вместить всех поступающих пациентов. Это очень беспокоит местных психиатров. Они обращаются за помощью к мэру Николаю Алексееву. В 1889 году он организовал кампанию по сбору средств, чтобы решить эту проблему. Сначала мэр хотел просто расширить Преображенскую больницу, но потом решил, что Москве нужна вторая клиника на 300 новых мест.
Комитет психиатров и чиновников мэрии, возглавляемый Алексеевым, решил построить новую клинику на территории бывшего имения Бекетовых. В середине XIX века купец Канатчиков купил эти земли и назвал их "Канатчикова дача" - название, под которым больница впоследствии стала известна в народе. Известный психиатр Виктор Буцке составил план будущей клиники: это будет комплекс отдаленных двухэтажных павильонов, соединенных теплыми связями для врачей. Комплекс имеет U-образную форму и разделен на две части - для мужчин и для женщин. Палаты расположены вокруг центрального административного здания. Согласно плану, на территории много свободного места, так как Бутцке понимает, что комплекс, возможно, будет впоследствии расширен.
Строительство началось в 1890 году. Первая половина зданий, построенных из красного и белого кирпича, открылась в 1894 году, а через два года была открыта и остальная часть. В течение следующих нескольких лет к клинике были добавлены дополнительные палаты (например, для хронических больных). Примечательно, что практически все средства на строительство были пожертвованы состоятельными москвичами по мотивам Николая Алексеева. Тем временем, в 1893 году на мэра города было совершено покушение. Позже эксперты выяснили, что его убийца страдал психическим заболеванием... А новая больница была названа в честь Алексеева.
Во время открытия первой части Виктор Буцке был назначен директором больницы. Он сторонник системы лечения без физического сдерживания, поэтому в Алексеевской больнице никогда не используются смирительные рубашки - врачи заворачивают агрессивных пациентов в мокрые простыни, чтобы успокоить их. Бутцке понимает, что атмосфера имеет значение. В каждом отделении есть свой сад. Мебель хорошая, за исключением палаты для агрессивных пациентов. Персонал относится к пациентам с уважением. Первоначально в больнице использовалось несколько изоляторов, а палаты для агрессивных пациентов закрывались шторами, но к 1903 году эти меры полностью исчезли.
Поскольку число пациентов увеличилось, Буцке решил разрешить некоторым из них жить и работать вне клиники и организовал систему патронажа. В 1900 году он начал переводить некоторых пациентов в семьи, живущие в подмосковных деревнях (например, Тропарево и Беляево, которые сейчас являются частью города). Конечно, персонал продолжал наблюдать за этими пациентами. Буцке знал, что покровительство даст хорошие результаты: во время работы в Преображенской больнице его друг был признан неизлечимо больным психическим заболеванием. Врач поместил его в семью в деревне, и это очень помогло в борьбе с болезнью.
В 1904 году Буцке сменил другой известный психиатр, Петр Кащенко. Новый директор больницы продолжал развивать идеи системы без физического ограничения. Кроме того, пациентам разрешалось принимать посетителей. Один из врачей вспоминает, что однажды Лев Толстой пришел в больницу навестить одного из пациентов. Кащенко делает все возможное, чтобы снять стигму с пациентов с психическими заболеваниями и социализировать их. У него уже был некоторый опыт в трудотерапии, и в 1905 году в больнице было построено новое здание для мастерских и развлечений.
Когда в 1905 году в России началась революция, Кащенко организовал медицинские бригады для помощи раненым революционерам. В то время его слишком уважали, чтобы наказывать за его политические взгляды. Советское руководство позже вознаградило врача за его подвиги: в 1922 году больница была переименована в его честь, хотя он уже переехал в Санкт-Петербург в 1907 году. К сожалению, в годы существования СССР люди продолжали бояться психиатрических больниц (из-за репрессий) и людей с психическими расстройствами, поэтому имя великого врача стало вызывать негативные ассоциации.
Во время Второй мировой войны в госпиталь имени Кащенко также поступали солдаты с черепно-мозговыми травмами. Из-за нехватки лекарств их часто лечили с помощью электрошоковой терапии - печально известного метода, который является предметом многочисленных научных споров, хотя его эффективность доказана.
В годы существования СССР в больнице работали знаменитости. Иосиф Бродский провел там некоторое время в 1963-1964 годах, чтобы пройти психиатрическое обследование. Поэт не имел официальной работы и был обвинен в "социальном паразитизме". Бродский настаивал на том, что написание стихов - это настоящая работа, но суд с ним не согласился. Друзья поэта надеялись, что экзамены спасут его от наказания, но этого не произошло: в марте 1964 года Бродский был приговорен к принудительным работам в Архангельской области (990 км к северо-востоку от Москвы), а позже был вынужден эмигрировать. В больнице имени Кащенко Бродский написал мрачное и безнадежное стихотворение "Новый год на даче Канатчика".
Известный советский бард и певец Владимир Высоцкий также провел некоторое время в больнице, лечась от алкоголизма. Он описал жизнь пациентов в своей юмористической песне под названием "Письмо в редакцию телепередачи "Очевидное-невероятное" из психушки на Канатчиковой даче". Есть интересная деталь: Высоцкий поет о том, что главврач по фамилии Маргулиес окончательно запретил смотреть телевизор в больнице.
Это вымышленный персонаж. Настоящим главным врачом в то время был Валентин Морковкин, который позже жаловался, что много сделал для советской психиатрии (он опубликовал много научных работ), но в итоге стал известен как врач, который пытался помочь Высоцкому.
В 1994 году больница была вновь переименована в Алексеевскую психиатрическую больницу. Сегодня здесь много отделений, клиник и даже радиостанция "Через зазеркалье", на которой транслируются образовательные курсы по психиатрии. Основные принципы свободы и уважения по-прежнему соблюдаются. И хотя сейчас название больницы изменилось, люди по-прежнему называют ее "Кащенко".