Как русские относились к супружеской неверности до времен Петра Великого? Что они думают об абортах? А насколько свободной была сексуальная жизнь женщины в те времена?
Одна из самых суровых казней в Русском царстве до Петра I была применена к женщинам, убившим своих детей. Их должны были заживо закопать в землю по грудь и оставить умирать от голода.
С древних времен русские стремились уменьшить или исключить возможность появления на свет незаконнорожденных детей, оставшихся без родителей. Православная церковь ввела различные запреты и наказания за внебрачные связи. Это, конечно, не означает, что русские в средневековые времена не занимались внебрачным сексом или сексом до брака.
"Смотрите, восхищайтесь и любите мое прекрасное тело".
В исторических источниках мало сведений о сексуальной жизни россиян до 18 века, в основном потому, что православная церковь считает такую информацию пикантной. Священники, конечно, многое слышали на исповеди, но, видимо, не записывали. Поэтому историкам приходится по крупицам восстанавливать данные из различных источников.
"Как горит мое сердце, как горит мое тело, и душа моя горит о тебе, о твоем теле и твоем взгляде!" - писала неизвестная женщина XIV века в частном любовном письме. К XVII веку в популярную литературу вошли жеманные описания полового акта.
Историк Наталья Пушкарёва, крупнейший эксперт по этому вопросу, приводит в пример "Сказку о семи мудрых мастерах", цикл нравоучительных историй еврейского происхождения, который появился в России в 17 веке в адаптации с польского языка: "О, мой милый, делай что хочешь, кого ты стыдишься? [...] И она открыла свои груди и показала их, говоря: "Смотрите, любуйтесь и любите мое прекрасное тело!"". Но почему Церковь так настороженно относится к подобным описаниям?
В досовременный период (в России до XVII-XVIII веков), при отсутствии профессиональной медицинской помощи, любые сложности в работе репродуктивной системы могли иметь летальные последствия. В то же время младенческая смертность была очень высокой. По этим причинам церковь, которая является главным моральным авторитетом для большинства российского народа, старается поощрять деторождение, а вместе с ним и ограничение внебрачной сексуальной жизни.
Аборты и сексуальное воздержание в средневековой России
Исторические записи, касающиеся церковного покаяния, являются важным источником, когда речь заходит о вопросах контроля рождаемости в России до XVIII века. Наталья Пушкарева пишет, что существует большое количество информации о случаях покаяния у женщин, "которые имеют [плод] в груди, но не хотят рожать".
Аборт приравнивается к детоубийству: уничтожение зародыша должно караться пятью годами покаяния и голода, уничтожение нерожденного ребенка с "человеческими чертами" - семью годами, убийство новорожденного - 15 годами того же.
Как часто практикуется такое покаяние? Мы не можем сказать наверняка. Однако использование растительных контрацептивов также не одобряется. Записи 1656 года показывают, что для контрацепции церковь предписывала семь лет покаяния и поста - точно так же, как и для аборта ребенка с "человеческими чертами".
Что же происходит с сексом? Обычно это разрешается только в браке и только в определенные дни. Секс был "запрещен" во время четырех православных постов: 50 дней весной, от 8 до 42 дней летом, 13 дней в августе и около 40 дней зимой. Кроме того, секс был запрещен по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, а также во все церковные праздники. На секс остается едва ли 50 дней в году. Очевидно, что эти запреты постоянно нарушались.
"И красоту ангела показал".
К семнадцатому веку, особенно во время правления благочестивого царя Алексея Михайловича (1629-1676), церковь запретила все упоминания о сексуальной жизни и запретила любой вид наготы. Знатные женщины проводили жизнь в своих деревянных дворцах, охраняемых и контролируемых слугами. Супружеская верность была обязательной. На фреске ярославской церкви XVII века изображена женщина в аду, наказанная за нечестие: змея кусает ее за соски.
Такая сдержанность не могла продолжаться долго. В ту же эпоху литература постепенно начала раскрывать тему секса. В семнадцатом веке. "Сказка о Петре Золотом Ключе", текст французского происхождения, переведенный с польского, стал популярен среди грамотных русских, которые были менее подвержены морали церкви. Сказка рассказывает о мужчине, который заставил свою возлюбленную убежать из родительского дома и занялся с ней сексом, но потом оба были вынуждены скитаться и молиться в течение многих лет, выплачивая тяжелую епитимью, чтобы освободиться от своих грехов.
Однако в этой сказке есть описание полового акта: "Ему понравилось ее белое и светлое лицо, ее румяные губы... и, не в силах сдержать себя, он распахнул ее платье до груди, желая увидеть больше ее белого тела... И открылась ангельская красота".
Еще больше фактов говорят о том, что сексуальная жизнь русских в семнадцатом веке процветала независимо от всех правил, независимо от тактики церкви. В 1641 году царская тайная полиция расследовала дело Дарьи Ломакиной, "ведьмы", которая создавала любовные зелья. Адам Олеарий (1599-1671), немецкий путешественник и дипломат в России, в своих трудах отмечал, что в XVII веке для многих москвичек было обычным делом готовить пищу, которая увеличивала сексуальный потенциал их мужей. В том же веке появились первые народные заклинания для повышения потенции, намекающие на то, что даже сельские женщины той эпохи хотели, чтобы их мужья были сексуально способными. Опять же, "Сказка о семи мудрых мастерах" с ее описанием женщины, соблазняющей мужчину к совокуплению, также датируется 17 веком.
Еще более красноречивы русские пословицы XVII века, которые отражают реальность лучше любого текста. Приведем лишь некоторые из них: "Женщина закрывается с мужем, если нет гостя"; "Чужой муж справедлив, но время с ним не вечно, а собственный муж - обуза".
Эти различные разрозненные рассказы напоминают нам, что в конце семнадцатого века, незадолго до масштабных реформ Петра Великого, сексуальная жизнь в России отчаянно нуждалась в либерализации - и Петр сделал это, превратив Россию в современное государство и значительно уменьшив роль церкви в жизни россиян.
Со многими европейскими привычками, по крайней мере в больших городах, постепенно начинает зарождаться торговля телом, и, по крайней мере для знати, европейское отношение к любви и сексу занимает место православной набожности и сдержанности. Между тем, для российского крестьянства сексуальная революция еще очень и очень далека.