Найти тему

Закон есть - возможности нет

Не утихают споры по вопросу развития кластера на Кургане в г. Петрозаводске. Очевидно, что стороны "конфликта" не смогут прийти к единодушному решению, а продолжат продвигать своё. При демократии такой вопрос решает большинство. Как большинство скажет, так и будет. Это теория, а теперь как реально обстоит дело.

Могут ли граждане организовать местный референдум? Да, конечно. Необходимо собрать инициативную группу граждан (не менее 10), провести собрание, оформив его протоколом, и обратиться с такой инициативой (ходатайством) в избирательную комиссию того муниципального образования, где планируется проведение референдума.

Далее пошла бюрократия. Избирательная комиссия рассматривает ходатайство и документы, затем направляет (или не направляет) их депутатам. Те, в свою очередь, проверяют "соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум". Вроде бы процедура формальная, все те вопросы, что прямо не поименованы в законе как запрещенные, разрешены. Но уже здесь возникнут первые проблемы, потому что в данном случае не очевидно, какой вопрос выносить: о том, строить или не строить, придавать статус парка или не придавать. Эта вещь чрезвычайно важная, и не столько с точки зрения правовой определенности, сколько с политической, ведь от постановки вопроса может сильно зависеть результат голосования.

Идём далее. Если местных депутатов "всё устраивает", то инициативная группа по проведению референдума регистрируется. Начинается самое интересное - за 20 дней нужно собрать подписи избирателей конкретного муниципального образования, да в количестве не менее 5 процентов от числа участников местного референдума. Что такое 5 процентов в Петрозаводске? На 01.07.2022 общий списочный состав избирателей (по данным официального сайта ЦИК РК) в Петрозаводском городском округе - 210 615, 5 % - это 10 531 человек. Теоретически, если собрать все инициативные силы, это возможно. Но "зарубить" подпись могут потом, при проверке списков. Интересен и сам объем данных. Например, при сборе подписей на улице (на том же Кургане) у людей может не быть паспорта, хотя они готовы поставить подпись. Есть люди, которые не хотят оставлять свои паспортные данные, такая подпись недействительна. Я не буду перечислять все проблемы, здравомыслящие люди прекрасно понимают, что закон написан так, чтобы референдум можно было провести примерно никогда.

Допустим (!), подписи прошли (не пройдут), и местный референдум назначили. Далее идут процедуры по составлению списков, регистрации участников референдума. Это всё не очень интересно.

Главный заградительный барьер (если все остальные взяты): "Референдум признается комиссией муниципального образования не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Комиссия муниципального образования признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании".

Т.е. в условиях Петрозаводска "дойти до урны и положить бюллетень" должны 105 308 человек. Например, согласно данным республиканского ЦИК, в голосовании по избранию Главы Республики Карелия приняли участие 141 053 избирателя (27,94%). Это на всю Карелию, 28 % округленно пришли на участки. "За Курган" должно прийти почти вдвое больше, чтобы решение было легитимным. Сами ответьте себе на вопрос, возможно ли такое или нет? Я оставлю его риторическим.

Допустим (!), референдум прошёл (не пройдёт) как требует закон. Если требуется, то далее местные депутаты должны принять какой-то нормативный акт в реализацию этого решения референдума. Начнутся дискуссии, а за что вообще голосовали (если с формулировкой референдума "не все в порядке"). Если "всё понятно", то могут начать "тянуть" с принятием решений. Обожаю читать наши законы. В нем написано, что депутаты обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного муниципального правового акта. И он не может превышать 3 месяца.

Т.е. сначала надо 15 дней "подумать", сколько ещё надо дней или месяцев, чтобы "подумать", что принять по итогу.

И вишенка. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

Первая часть - ладно, хотя два года в исторической перспективе - это секунда. Второе - если кому-то "не понравится" результат - можно оспаривать в суде. Сколько будет длиться процесс - говорить не будем. Может год, а может и все два... Экспертизы ведь еще можно назначить. Естественно, будут заявлены обеспечительные меры по неисполнению решения референдума, чтобы отсрочить на время процесса исполнение. Оставлю риторическим вопрос, будут ли такие обеспечительные меры удовлетворены. Вы и сами знаете ответ.

В заключении хотел сказать, что не хотел бы выглядеть пессимистом, просто хотел реально с точки зрения профессионала-юриста взглянуть на этот предмет.