Найти тему

Царь Кровь - хороший роман или "пошлый" проходняк?

Перед началом чтения: статья не является истиной в последней инстанции, а так-же из-за особенностей самого произведения может быть несуразной или даже отталкивающей. Произведение невозможно купить в любом открытом источнике, кроме как с рук, и мне непонятно почему. Если это связано с наполнением книги, то я категорически ОТЗЫВАЮ вас читать её. Она плохая и автор был не прав. А теперь…

Приятного прочтения!

"Кому мы голову дурим? Вот она, реальность, холодящая кровь: Убивай или тебя убьют. Жри или тебя сожрут."

Крушение мира - наверняка очень завораживающее зрелище. Зрелище, от которого было бы невозможно оторвать взгляд. Красота и ужас одновременно.

Постапокалиптика уже много лет привлекает не только сценаристов фильмов про зомби, но и писателей со всех частей Земли. Каждый по-своему выстраивает картину крушения нынешней цивилизации, стараясь как можно подробней описать появление и жизнь нового мира, построенного на обломках старого.

Произведение, которое бы мне хотелось проанализировать, является не простым представителем постапокалиптики. "Царь Кровь" Саймона Кларка - книга, которая переняла все черты своего жанра, возведя в абсолют многие аспекты, которые так или иначе "сглаживаются" авторами схожих произведений. И именно эта черта романа делает его крайне противоречивым для многих читателей. Многие люди читают книгу для отдыха и отвлечения от реальной жизни. Произведения уносят человека в фантастический мир, где скрыты многие ежедневные проблемы человека - как он кушает, спит, болит ли у него что-нибудь. Всё это действительно не важно, ведь на первом месте стоит сюжет, а базовые потребности главного героя можно удовлетворить одним предложением или вовсе опустить за ненадобностью.

"Царь Кровь" же берёт хоккейную клюшку и начинает тебя неистово ей бить.

Примерно так)))
Примерно так)))

Но обо всём по порядку – начнём с начала и закончим концом.

Если без спойлеров на книгу, то сюжет крайне прост и весь развивается вокруг главного героя. Рик Кеннеди – так его зовут - в ускоренной форме проходит все стадии взросления, попутно стараясь спастись с группой выживших, которая сформировалась в его родном городке. От его лица мы будем видеть окружающий мир и его разрушение почти всё время, его мысли будут занимать строчки книги. Рик станет одним из выживших свидетелей конца света.

«У моих ног плашмя падает лицо. Оно сорвано с черепа одним лоскутом…Господи, что случилось с этими людьми?»

Главная мысль произведения ровно такая же, как и в любой книге этого жанра – даже в невероятно стрессовой ситуации надо иметь холодную голову и не опускаться до уровня животного. А ещё люди злые, подлые и невероятно эгоистичные создания. =)

Можно ли говорить об актуальности произведения? Безусловно, да. Отдельные моменты очень хорошо ложатся на повседневную жизнь, а некоторые мысли и вовсе никогда не устареют.

Скучно?

Безусловно. Мы садимся прочитать очередной постапокалипсис не для того, чтобы вынести одну и ту же мораль в десятый раз. Мы хотим увидеть новый мир, хотим посмотреть на жестоких злодеев и великолепного главного героя, который хоть и пачкает руки кровью, но им движет высший мотив, и он неустанно сопротивляется, ежедневно зубами вырывая у мира день на этой планете и неся в себе «человечность». И кто бы мог подумать, почти всё это есть в «Царь Кровь». А поэтому я, пожалуй, начну детально рассматривать разные аспекты произведения, давая им некую оценку.

«ГОСПОДИ, БОЖЕ МИЛОСЕРДНЫЙ… С ЧЕГО МНЕ НАЧАТЬ?»

Мир, его особенности.

Что то из интернета
Что то из интернета

Мы привыкли, что в постапокалиптике автор показывает нам уже разрушенный мир и выживших людей, которые приспособились к новым правилам игры. В этом же романе же читатель наблюдает процесс. Процесс, к слову, естественный и хорошо обоснованный. Мир не погибает от какого-то невероятного вируса или восставших из могли мертвецов. Этим книга схожа с всем известным «Метро 2033», где господин Глуховский так же постарался, чтобы крах старого порядка и адаптация людей в новом выглядели естественно. Если еда – то грибы, не требующие много солнечного света, и свиньи, так как доступное мясо с неприхотливым питанием. Если снаряжение – то это вылазки на поверхность. Без всяких магий и колдунств.

Но не зря же я в начале сказал, что «Царь Кровь» возводит в абсолют то, что другие авторы «сглаживают». Мир книги объясним и логичен от начала и до самого конца, в каждой детали, и это одно из ключевых отличий от многих произведений этого жанра. Тут нет загадочных мутантов, которые являлись бы новой совершенной формой жизни, нет необъяснимых галлюцинаций и смертей из ничего. Этим и прочими моментами Саймон Кларк добился очень важной для всего произведения особенности – читатель погружается в постапокалиптический мир. За проработку окружения и внимание к деталям я могу лишь похвалить автора, хотя есть люди, которым не понравилось отсутствие загадочности в книге.

Главный герой.

И он, чёрт его дери, живой! Не исключено, что моё восхищение очень субъективно, но ничего с собой поделать я не в силах. Абсолютно непонятным образом Саймон Кларк сделал героя, в которого вживаешься, которого чувствуешь. По началу это не особо ощущается, но потом ты становишься с Риком почти одним целым. У него болит голова – у тебя она тоже становится чуть тяжелее. Он голодный – и у тебя самую малость сводит живот. Он бежит по стеклу – и у тебя покалывает стопы. Он сидит, затаив дыхание – и ты почти рефлекторно тоже его задерживаешь. Его бьют – у тебя это отдаётся на теле. Его застают за любовью с женщиной – и ты вместе с ним непроизвольно краснеешь. =)

Но в герое кроется и первый серьёзный минус произведения. Во-первых, большую часть произведения он медлит, тупит и боится навредить любому живому существу на этой гадкой планете (а я напомню - у нас как бы мир рушится и люди превращаются в зверей). Но с этим можно было бы жить. Показать, что он якобы в начале сентиментальный пацифист, верящий в человечество, и вот он в конце – крутой, «жизни похавал», защищает доверенных ему людей и не брезгует для этого силой. Но…..

…..этого нет.

Вот оно и «во-вторых». В конце произведения герой практически ни к чему не приходит. Ну или автор сделал это как-то чересчур скрытно. Как был Рик сентиментальным пацаном – так им и остался. Изменения минимальные. Из-за этого хоть в него и вживаешься, но им не получается проникнуться до конца.

«Вообразите бегущих через пустыню людей. Десятки людей, сверкающие глаза на почерневших лицах. Одеты они в изорванные лохмотья костюмов, джинсов, летних платьев. Некоторые в мундирах – медсестры, военные, полиция.

А перед стаей бежит человек.»

Второстепенные персонажи.

И тут, в целом всё хорошо. Второстепенные персонажи неплохо прописаны, им дали мотивы и отличное друг от друга поведение, они не сливаются с другими людьми из нового, страшного, общества. Имена не чередуются и почти никак не похожи, из-за чего их довольно легко отличить друг от друга. Однако никуда и без минусов. За всё произведение мне, к сожалению, в память не впился практически ни один. Первый, кого я помню – тот, чьё имя скорее всего нельзя называть. Вдруг это и есть причина блокировки книги, кто знает.

Второй запоминающийся персонаж – загадочная девушка Виктория, и то исключительно из-за её нелюдимости и отрешённости по сравнению с остальными. Однако ей отдано мало строчек, и мне сложно назвать её полноценным второстепенным персонажем. Скорее третьестепенным.

В этом же блоке поспешу отметить второй серьёзный минус книги. Сцены уединения главного героя и его женщины, имя которой я даже не запомнил из-за её незначимости. Этих сцен за всё произведение штук 9. Да, Саймон Кларк описывает детально всю жизнь во всех её проявлениях, как приятных, так и местами мерзких. Но на пятую сцену совокупления я устал это читать. Они написаны однотипно, скучно и, если честно, непонятно зачем. Но как есть, так и есть, из песни слов не выкинешь.

Люди, так называемое «общество».

"Нормальное" общество
"Нормальное" общество

Изюминка книги, самая страшная и пугающая его часть. Мир рушится, и у людей обостряются животные инстинкты. Это происходит в первые глав 10, поэтому спойлером не считается. Люди в книге сбиваются не в группы, а скорее в стаи, где-то – секты. Из-за дефицита продуктов практикуют каннибализм. Групповые изнасилования отныне суровая реальность для девушки, которая не смогла обзавестись оружием и бойфрендом, имеющим пару крепких друзей. Одна секта практиковала насаживание на кол живых людей ради потехи, позже жаря жертву на костре (или они их ели в сыром виде, в книге этого, увы, не уточняется).

Общество – ещё одна «не сглаженная» часть книги. Люди выставлены в своём самом ужасном, зверином обличье. В этом плане Саймон Кларк не уподобился прочим авторам. Помимо группировки главного героя, ни одно другое общество хомо сапиенсов не смогло сохранить в себе человеческое, нравственное начало.

Сюжет.

Буду честен – сюжет как сюжет. Он не самая сильная часть книги, это факт. Он нормальный, но более про него сказать нечего. Возможно поэтому книга не захватывает, заставляя себя прочитать в один вечер. А возможно по другой причине, которую я озвучу в последней части.

Личные ощущения и вывод.

Что-ж. Если до этого статья старалась быть объективной, то в этой части это правило перестаёт действовать.

По итогу «Царь Кровь» стала одной из самых эмоциональных для меня книг. Именно после неё мне в голову пришло написать рецензию, чтобы структурировать то, что я испытал. А теперь обещанная возможная причина, почему историю сложно прочитать залпом.

Она очень тяжёлая. Нет, там не умирают каждую секунду друзья главного героя. Большую часть времени вообще происходит ничего, раз уж на то пошло. Но большое предупреждение – если у вас сейчас в жизни трудный период, если опускаются руки и не хочется идти дальше по любой причине – отложите пока «Царь кровь» в сторонку. Произведение грузит своей прямотой во всём, вводит в уныние от осознания, что всё тлен и жизнь, по большому счёту, не имеет смысла. Человечество превратилось в скот, и ничего с этим не попишешь. Из-за этого книга читалась мной долго, по страниц 50 в день, потому что после такого объёма мне надо было попить чайку и заново настроиться на любовь к жизни и позитив.

А для всех тех, у кого всё хорошо и кто любит постапокалипсис - книга вполне может понравится. Да, она не хватает звёзд с неба, и на это есть объективные причины. Вы точно не найдёте её в десятке лучших произведений своего жанра. Но точно найдёте новый опыт и новые ощущения.

Итоговые оценки:

Объективная оценка произведения – 7,5 из 10.

Личная оценка произведения – 9 из 10.

На этом надо прощаться. Я сказал всё, что хотел, проанализировал все интересующие меня аспекты, и теперь сажусь писать новую статью, которая будет более эмоциональной, но менее длинной. А вы пишите свои мнения по поводу этой книги в комментариях. И до встречи, люди по ту сторону монитора!