Фрагмент этой росписи потолка в Сикстинской капелле хотя бы на репродукции видел каждый. Как не уверял молодой Буонарроти Папу, что он не художник, а скульптор, именно ему пришлось удалось создать шедевр, затмивший в Ватикане всё остальное, и всего за 4 года!
Кстати, Папе римскому Юлию II Микеланджело "сосватали" не по доброте душевной. Уж очень хотелось архитектору Донато Браманте и его дружку Рафаэлю, чтобы гордый и ершистый флорентиец наконец-то "сел в лужу".
Именно они убедили Его Святейшество заказать роспись Сикстинской капеллы Микеланджело. На деле получилось иначе...
В 1508 Микеланджело было 33. Опыта во фресковой живописи у него не было, а предстояло расписать 600 квадратных метров, работая на высоте 18 метров. В 1512 году роспись под потолком капеллы была завершена.
Увидев результат, все ахнули! Станцы Рафаэля были БЫ величайшим творением в Ватикане, если бы... не фрески Микеланджело. Так считали современники обоих художников.
Работа была проделана громадная! В центре композиции девять сцен из Книги Бытия: Создание Небес и Земли, Адам и Ева, История Ноя... Сцены разделены искусно написанными карнизами, и всё это выглядит объемно в отличие от Станцев Рафаэля.
На самом высоком участке в центре расположена фреска «Сотворение Адама», где Бог прикасается к руке первого человека, давая ему жизнь, ставшая одним из самых известных изображений в истории мировой живописи.
Если вы бывали во Флоренции, то имя Джорджо Вазари вам наверняка знакомо. Автор «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», лично знакомый со всей троицей мастеров-конкурентов, о Сикстинской капелле написал так:
«Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное».
Спустя пятьсот лет Сальвадор Дали посмел "замахнуться" на святое: в своем театре-музее в Фигерасе он рисует схожий сюжет, относительно схожий...
Потолочное панно "Дворец ветра", расположенное в зале с одноименным названием, - самая крупная из всех картин Дали: размеры гигантского полотна составляют 5,8 х 11,5 м, а площадь - без малого 67 квадратных метров!
Полотна?! Да, именно так - это не фреска. За 500 лет технологии ушли далеко вперёд во всём, и Дали создаёт не классическую "аль фреско" - свою работу он пишет на холсте (холстах), которые позже будут закреплены на оштукатуренных поверхностях потолка.
Этот зал много значил для Дали. Когда-то именно здесь впервые были представлены публике две работы никому пока неизвестного 14-летнего юноши, возможно, поэтому панно "Дворец Ветра" стало не только огромным, но и исключительно значимым для художника.
Ключевые фигуры этой монументальной "фрески" - Он и Гала, возносящиеся к небесам. Дали легко узнаваем по усам, а Гала - по любимому красному платью от Диор.
Это платье она выделяла среди прочих и как-то обмолвилась, что "однажды оно станет ее погребальным саваном". В этом платье ее и похоронили. Дали всегда прислушивался к своей половинке...
Как всех рассудило время?
Каждый из непримиримой троицы итальянцев заслуженно вошел в историю: Микеланджело, создав "Сотворение Адама" и прочее, и прочее, и прочее... Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни Мастера.
Рафаэль, написал Сикстинскую Мадонну, а Донато Браманте создал невероятной красоты лестницу в Ватикане.
Вошел в историю и Сальвадор Дали, его кисти принадлежат множество шедевров, но создав живое, бьющееся сердце из рубинов, испанец себя увековечил.
Всем счастливых дорог!