Не выдержали нервы новой «железной леди» , каковой хотела казаться Лиз Трасс. Элементарно сдали. Сорокасемилетняя дама, только что занимавшая пост премьер-министра, как школьница, строчила на заре эсэмэски друзьям. Повод – ее стремительная отставка, к которой ее принудили соратники. Но как они ее проводили? И почему?
Как говорят, соратники были совсем не в восторге от кадрового своеволия Трасс, уволившей постоянного секретаря казначейства Тома Шолара, который находился на этой должности с 2016 года, и советника по национальной безопасности Стивена Лавгроува. Наслушавшись критики в свой адрес, Трасс отправила в отставку министра предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии Квази Квартенга, а через несколько дней – главу британского МВД Суэллу Браверман. Отвлечь от себя внимание этими увольнениями у Трасс не получилось. Трасс здорово подмочила репутацию Консервативной партии, позиции которой в стране и без того весьма шатки. А своими решениями в экономике она буквально похоронила реноме этой партии. Она фактически дала карты в руки конкурентам консерваторов – Лейбористской партии.
Заняв должность премьер-министра, Трасс разгулялась по полной. Вспомним ее знаменитое разрешение на применение метода гидроразрыва пласта в сейсмоопасном регионе, решения о снижении ставки подоходного налога для богатых и увеличении налога на прибыль предприятий. Снижение цен на коммунальные услуги для населения Трасс планировала компенсировать за счет государства, что было чревато увеличением расходов госбюджета на несколько десятков миллиардов фунтов. Привлечь необходимые средства она предполагала на долговом рынке через специальные выпуски гособлигаций. Кроме того, она предлагала снизить зарплаты военных и полиции, что настроило против нее силовиков. Реформа, представленная Трасс, вызвала резкую просадку фондового рынка. Его совокупная капитализация за последний месяц снизилась на 300 миллиардов фунтов (340 миллиардов долларов). Трейдеры и инвесторы по всему миру перестали считать Великобританию пригодной для вложений. Действия премьер-министра вызвали критику и со стороны Международного валютного фонда, поскольку налоговая политика не должна противоречить денежной политике. Сама же Трасс объяснила свои экстравагантные шаги необходимостью как можно быстрее восстановить экономику страны.
Трасс никак не ожидала, что финал наступит так быстро.
Однопартийцы не просто проводили ее. Вечером в среду, 19 октября, прямо на заседании парламента они устроили ей грандиознейший скандал. Разнесли премьершу в пух и прах. Если вначале против нее были двое депутатов, то очень быстро их стало гораздо больше. Партийцы продолжали кричать на нее даже в вестибюлях палаты общин. До этого они дали ей десять дней на то, чтобы представить новые меры по улучшению экономики Британии. Судя по всему, новые меры Трасс консерваторов, мягко говоря, не устроили.
Трасс до последнего надеялась, что удержит премьерскую должность. До поздней ночи она переписывалась с друзьями. А около четырех часов утра начала рассылать союзникам взволнованные сообщения, по которым стало ясно, что она сдалась. На следующий день, 20 октября, Трасс объявила о своей отставке.
Утром 21 октября Трасс заметили во время пробежки. Улыбаясь, она вошла в двери Даунинг-стрит, начав финальную неделю в должности премьер-министра…