Найти тему
Пятый канал - новости и видео

В Обнинске построят завод радионуклиновых препаратов

Скальпель уничтожает опухоль, а на борьбу с метастазами бросают их — эти волшебные пилюли — радионуклиновые препараты.

Фото: www.globallookpress.com / Komsomolskaya Pravda; 5-tv.ru

Большое обновление сейчас переживает очень важная сфера медицины, которая спасает жизни, Казалось бы, уже безнадежных больных. Радиохирургия. Это там врачи — с помощью мирного атома — лечат пациентов с онкологическими заболеваниями. Препараты, способные творить чудеса, разрабатывают только две-три страны в мире. И Россия — в их числе. Причем, у нас сразу несколько производств. Игорь Балдин увидел, что изменило такое импортозамещение в наших больницах.

Скальпель, что закрепляют на конце подвижного шунта, пробирается через крохотный надрез и миллиметр за миллиметром удаляет раковую опухоль. Вся картинка в онлайн-режиме на мониторе главврача– так выглядит хирургия XXI века.

«Идут операции с применением самых современных технологий — лапроскопические, торроскопические — это когда хирурги вводят инструменты через небольшие разрезы», — пояснил директор МРНЦ им. А. Ф. Цыба, член-корреспондент РАН Сергей Иванов.

Скальпель уничтожает опухоль, а на борьбу с метастазами бросают их — эти волшебные пилюли — радионуклиновые препараты.

По сути, это тот самый мирный атом. Как это ни парадоксально звучит, радиация, которая служит на благо здоровью. Соединение белка и изотопов проникает в организм, находит раковые клетки и уничтожает их радиоактивным ударом.

«Препараты, которые мы используем, они исключительно сделаны из российского сырья, и изначально так оно и было. То есть, самарий 153-й и 131-й йод», — рассказал врач отделения радиохирургического лечения открытыми радионуклидами Андрей Шуринов.

Эта точечная бомбардировка, конечно, облучает человека, но зато спасает ему жизнь.

Здесь находятся пациенты, которых лечат с помощью этих специальных препаратов. Внутрь заходить нельзя, там повышенный радиационный фон. А что в коридоре? Давайте проверим. Для этого тут есть специальный аппарат. Ну вот, он пишет, что все чисто.Еще три года назад на рынке практически не было отечественных радионуклиновых препаратов, теперь их выпускают уже в нескольких российских регионах.

«Такие препараты разрабатывают буквально две-три страны во всем мире. И это не только доступность медицинской помощи для наших граждан, это уже и медицинский туризм. Зарубежные коллеги уже активно интересуются», — сказал глава Минздрава РФ Михаил Мурашко.

А это уже московское НИИ физики и автоматизации. Министру здравоохранения и вице-премьеру показывают новейшие разработки — ускорители электронных частиц «Оникс» и «Брахиум». Скоро их поставят на конвейер и тогда лучевую терапию в наших онкоцентрах будут проводить не на западной, а на российской технике.

Все оборудование — от корпуса до ускорителя, сердца «Оникса», российского производства. И даже софт здесь стоит отечественный. Эта техника, уверяют разработчики, точнее западной — результат, которого раньше удавалось достичь за пять сеансов, теперь пациент будет получать после первой же процедуры.

«Важно не только производить лучшие изотопы, но и превращать их в лучшие фармпрепараты, а эти препараты должны применяться на лучших в мире установках, а лучшие в мире установки должны стоять в лучших в мире лечебных учреждениях. Сейчас эта цепочка непросто, но выстраивается», — сказал генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Для чего все это, становится ясно, когда пообщаешься с онкобольными. Анатолий — ликвидатор аварии на Чернобльской АЭС — много лет боролся с саркомой. Уже не мог ходить, думал, конец, но лучевая терапия и радионуклиновые лекарства вернули его к жизни.

«После, когда провели первую уже радионуклидную процедуру, ввели препарат, то через какое-то время в пояснице боли прошли. В основном это что, это боли, боли очень сильные, которые тяжело заглушить», — рассказал Анатолий Батуков.

Импортозамещение в медицине — теперь это важная часть государственной программы.

«Подготовлена дорожная карта, она уже, по сути, реализуется, по импортозамещению лекарственных препаратов. И аналогичная дорожная карта готовится по медицинским изделиям», — сказала вице-премьер Татьяна Голикова.

Эту работу министры ведут вместе с Росатомом и Курчатовским институтом. Из ближайших проектов — строительство завода по производству радионуклиновых препаратов. Крупнейший в стране будет в Обнинске, на родине первой в мире АЭС.