Что еще кроме романтического интереса и кризиса в семейных отношениях с Хюррем привело принцессу Изабеллу на золотой путь в покои султана. Рассмотрим неочевидный, но определяющий фактор.
Продолжаем рассматривать слои смыслов в истории Сулеймана и принцессы Изабеллы. Начало тут
Сулейман и Изабелла. История любви
Кризис седьмого года и Изабелла
Побочный эффект побед
Изабелла попадает в Стамбул одновременно с возвращением Сулеймана из Венгерского похода. Османская армия нанесла сокрушительное поражение королю Лайошу, выиграв битву при Мохаче.
На Сулеймана эта победа действует разрушающе. Его настигает звездная болезнь и он постоянно пытается вернуть себя в чувство. Дадим слово самому султану:
Мы одержали победу при Мохаче еще до заката. Летописцы напишут - это была самая быстрая победа во всей истории человечества. И это победа твоя, Сулейман.
Во мне взыграла гордыня. Какую следующую победу укажет мне вселенная? Следуй знакам, Сулейман, следуй знакам.
Непомерная гордыня... Ее надо обуздать, остановить. Осознай это Сулейман и не забывай. Смирение и смирение. Весь почет, все свершение не принадлежат тебе. Возблагодари Всевышнего и не превозноси себя.
Никогда не будь гордецом. Будь стыдлив перед Богом и предан своему народу. Твое тело, твой ум, твоя память - принадлежат ему. Не мни себя хозяином. Не воспринимай благодеяния Всевышнего, как свои собственные.
Убей свою гордыню, или же она убьет тебя. Совладай с ней, Сулейман. На каждого фараона найдется свой Моисей. На каждое зло найдется своя добродетель. Не забывай, что ты сделан из плоти. Помни, что всему когда то приходит конец. Тогда двери рая откроются перед тобой. Твоя совесть, это твоя Мекка к которой ты всегда должен быть обращен, Сулейман.
Самоувещевания помогают лишь частично. На следующий день в Будде Сулейман будет сидеть на троне с нетипичным для себя выражением лица, которое пристало больше какому-нибудь Людовику XIV - этакая смесь скуки и легкой пресыщенности.
Вот на такой внутренний контекст накладывается знакомство Сулеймана с Изабеллой.
Естественно, что Сулеймана лишь веселят все ругательства Изабеллы в его адрес. Султан ощущает себя безусловным победителем. Сама Изабелла - трофей. Все ее нелицеприятные эпитеты Сулейман воспринимает как признак бессилия проигравшего перед победителем. Ибрагиму он позже скажет, что ее поведение естественно в ее положении.
Как бы то ни было, но Сулейман подпадает под очарование высокородной пленницы и выполняет все ее желания. Он дарит Изабелле стол, предварительно известив Сюмбюля, что лучшие мастера должны его украсить лучшей майоликой. Удовлетворив просьбу о прогулках, идет дальше и дарит лошадь. В общем, пытается всячески заслужить расположение.
В ответ получает то самое письмо:
Этот подлый человек держит меня взаперти. Я безмерно страдаю. Сегодня я узнала, что Сулейман отправил домой послов, которых послал мой жених, чтобы вызволить меня. Мои надежды на спасение рушатся. Я умоляю, доведите до сведения моего жениха всю серьезность моего положения, объясните, что одной дипломатии недостаточно, чтобы убедить этого варвара. Я хочу, чтобы мой жених сделал все, что в его силах, чтобы вызволить меня. Сулейман получает удовольствие от того, что я страдаю в этом аду. Пусть он лишит этого подлого человека подобного удовольствия. Если я не смогу избавиться от Сулеймана, клянусь я убью себя.
Что в этом письме так выводит султана из себя? Конечно же не обвинение в варварстве, которые он прослушал уже множество раз с усмешкой на устах.
В письме он видит личную ненависть к нему. Сулеймана отвергли.
Кстати, что имела в виду сама Изабелла, когда все это писала? Вспомним контекст.
К Сулейману приходят послы и предлагают выкуп в двадцать тысяч дукатов. Султан спешит к принцессе, чтобы торжественно объявить о низких моральных качествах ее жениха, который хочет ее выкупить, а не отвоевать.
Изабелла приходит в бешенство. Почему? Это не только обвинения в адрес жениха, на которого ей по сути плевать. Она его вообще смутно помнит. Это упрек ей лично. Принцесса не заслуживает, чтобы ради нее начинали войну. А она же с первых минут знакомства обещала Сулейману, что ее родственники придут к нему с флотом.
Письмо должно стать побуждением для ее жениха доказать ее собственную правоту Сулейману. Изабелла требует, чтобы ее не выкупали (дипломатии недостаточно), а шли за нее войной (сделал все, что в силах). Соответственно, весь антураж про султана в письме обрисован с одной целью - манипулятивно надавить на чувства Фридриха и добиться своего.
Вернемся к Сулейману. Султан чувствует себя отвергнутым и едет в охотничий домик для изобличения принцессы.
Письмо на столе. Отпираться смысла нет. Изабелла переводит разборки в политическую плоскость:
Я еще не все написала. Какой позор, что земли, которые принадлежали Святому Риму, теперь находятся в ваших варварских руках.
Сама того не подозревая, Изабелла запускает триггер гордыни, над обузданием которой Сулейман так тщательно работает после Мохача.
Поверьте, недалеко то время, когда наступит Золотой Век, и это будет наш век. Османы подчинят не только весь восточный, но и западный мир. И тогда грубое слово "варвары" покажется вам слишком мягким определением.
Вот в этой безумной смеси злости отвергнутого мужчины и гордыни Сулейман срывается на близких. Достается и Мустафе, и валиде, и Хюррем.
Валиде и Хюррем султан ставит на место. Одной объявляет, что не намерен управлять государством с женщинами, второй непрозрачно намекает, что она никто и зовут ее никак.
Валиде не остается в долгу и произносит ту самую речь, про лицо Сулеймана наполовину освещенную, наполовину холодную и темную.
Султан пытается проводить аутотренинги и напоминать себе:
Совесть твоя путеводная звезда, Сулейман, не теряй ее. Не будь гордецом, Сулейман. Никогда ни при каких обстоятельствах не поддавайся гордыне. Убей ее или же она убьет тебя. Победи свою гордыню, Сулейман. Твоя совесть - это твоя Мекка, Сулейман. К которой ты всегда должен быть обращен лицом.
Сулеймана попускает, когда Фридрих вместо того, чтобы прибыть с армией, приходит с инжиром.
Вместо "Илиады" и войны за прекрасную Елену, о которой мечтала Изабелла, а возможно, что и сам Сулейман, на сцене театра ставят водевиль. Какая гордыня может быть в таких условиях?
Султан, как доминантный альфа, глумится над коленопреклоненным соперником. С мечом у шеи Фридриха Сулейман объясняет расклад - принц пришел не за своей невестой, а за рабыней султана.
Получив новое предложение от послов о повышении выкупа за каждого "уважаемого гостя" до ста тысяч дукатов, султан снова едет к принцессе. Ей он врет, что выкуп подняли вдвое (интересно с какой целью). Услышав от Изабеллы о наличии чувств к тому недоразумению, которое Сулейман недавно лицезрел лично, султан окончательно остывает и возвращает себе душевное равновесие.
Следующий триггер Сулеймановой гордости спускает Хюррем. Одержимая местью Ибрагиму, она с завидной регулярностью пытается опорочить визиря в глазах Сулеймана. Фаворитка в очередной раз вспоминает Ибрагима и неосторожно замечает, что он ставит себя на одну ступень с султаном.
Сулейман взрывается:
Хюррем, молчи! Думай, что говоришь! Кто со мной соперничать станет? Кто мне ровня? Воеводы мои, гарем, рабы мои может? Кто, говори!
Хюррем мгновенно понимает, что допустила ту самую роковую ошибку, и сама той женщине Сулеймана и отдала.
Султан же моментально сам себе отвечает на вышеозвученный вопрос. Относительная ровня ему здесь только Изабелла. Он приказывает Сюмбюлю привезти принцессу в охотничий домик, где впервые ее целует.
С этого момента Сулейман начинает принцессу целенаправленно соблазнять. И ему уже индифферентно, питает она какие-то чувства к Фридриху или нет - Сулейман нацеливается на династические отношения. Его интересует династический брак с ровней Изабеллой.
С этой минуты султан движется к своей цели и не видит ничего кроме нее. Об истинных его мриях в курсе только Изабелла, всем вокруг он врет, отрицая личные намерения по отношению к принцессе и провозглашая политические.
Выполняя свой замысел, султан не гнушается использовать Хюррем для провоцирования ревности Изабеллы.
Интересна, кстати, сцена в покоях валиде после приглашения принцессы на праздник в гарем. Сулейман предъявляет претензии матери за это приглашение и требует не использовать Изабеллу в гаремных играх.
Валиде воспринимает увиденное, как доказательство одержимости султана принцессой. Но Сулейман взбешен из-за того, что его намерения относительно Изабеллы становятся достоянием общественности. Это доказательство красуется на шее принцессы во время визита в гарем. Султану приходится пережить неприятную сцену объяснения с Хюррем, которая требует объяснения, почему ее колье подарено принцессе. И все по вине валиде.
Хюррем, кстати, в конце концов приходит к пониманию мотивов происходящего. В сцене объяснения с Изабеллой, на замечание, что та принцесса, а не рабыня, Хюррем скажет: "Вот оно что?! Вы принцесса, не то что мы?"
Эта же сцена объясняет ход мыслей самой Изабеллы. Девушка просто не осознает своего реального положения. Она считает, что и в гареме будет принцессой. Себя мыслит аналогом законной жены, ну а остальные наложницы всего лишь рабыни. Они не считаются.
Вернемся к султану. Именно из-за династических намерений Сулейман проглатывает личное оскорбление - попытку побега Изабеллы. Удар в спину мужчине забывается ради поставленной цели повелителя.
Этим и можно объяснить прохладность султана во время хальвета. Оскорбленный мужчина просто выполняет поставленную задачу.
Отношение к принцессе после хальвета подчеркнуто уважительное - султан обращается к ней исключительно на "вы", как в лучших европейских домах. Организовывает досуг - верховую прогулку. Наносит вежливые визиты во время болезни.
К сожалению, в своих планах Сулейман недооценивал решимость Хюррем вернуть любимого мужчину.
Кстати, интересный момент про намерения султана относительно Хюррем.
Когда он заходит в ее покои после жалоб Изабеллы, Сулейман намекает на то, что отношения разорваны: "Вспомни, и ты Махидевран счастья лишила".
В сцене на балконе после исчезновения принцессы султан произносит речь, смысл которой в том, что нужно уметь делиться. Можно сделать вывод, что Сулейман не собирался отказываться от Хюррем, но ей почему-то сказал обратное.
Султан на протяжении всей истории с Изабеллой утаивает о своих намерениях. Возможно, он планировал возобновить отношения с Хюррем после того, как подтвердится беременность Изабеллы.
В любом случае, все планы идут прахом после совместной операции Ибрагима и Хюррем по ликвидации принцессы.
Последний приступ гордыни случается у Сулеймана в той самой сцене на балконе: "А ты Хюррем, знаешь ли ты кто я такой? Ты понимаешь, перед кем ты сейчас стоишь?", - и получает указание на свое место в этой жизни: "Ты - повелитель моего сердца... любовь моя".
Сулейману остается только смириться, смирить свою гордыню и вернуться в объятия Хюррем.