Найти в Дзене
Рабочий класс

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare-определять). —Детерминизм — учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. Детерминизм идеалисты противопоставляют индетерминизм, т.е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинен закономерности, причинности, что имеется свободная воля, ни от чего не зависящаяся. Буржуазные идеалисты используют философскую слабость некоторых физиков, которые делают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц. В современной зарубежной буржуазной физике широко распространен индетерминизм.  Так, например, некоторые физики утверждают, что электрон обладает «свободой воли» в своем движении. В целях борьбы с научным принципом детерминизма особенно используется так называемый принцип неопределенности Гейзенберга. На индетерминизме основывается идеалистическая, антинаучная «теория» в биологии — вейсманизм-морганизм. Индетермини

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare-определять). —Детерминизм — учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. Детерминизм идеалисты противопоставляют индетерминизм, т.е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинен закономерности, причинности, что имеется свободная воля, ни от чего не зависящаяся. Буржуазные идеалисты используют философскую слабость некоторых физиков, которые делают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц. В современной зарубежной буржуазной физике широко распространен индетерминизм. 

Так, например, некоторые физики утверждают, что электрон обладает «свободой воли» в своем движении. В целях борьбы с научным принципом детерминизма особенно используется так называемый принцип неопределенности Гейзенберга. На индетерминизме основывается идеалистическая, антинаучная «теория» в биологии — вейсманизм-морганизм. Индетерминизм широко применяется буржуазными социологами к истории общества. Модное во Франции реакционное течение экзистенциализм (см.) основано на отрицании причинности (см.) в общественной жизни. Глава этого течения Сартр заявляет: «Нет детерминизма. Человек свободен». «Свобода человека», по взглядам буржуазных философов, — это апологетика анархии капиталистического общества, буржуазного индивидуализма, «права» господствующего класса эксплуатировать трудящихся, «права» человека предавать интересы народа и т.п. 

Ненависть буржуазных философов к материалистическому принципу причинности вызвана тем, что этот принцип дает возможность научно установить тенденции развития капиталистического общества, которые неизбежно ведут к гибели старого строя и к торжеству коммунизма. Индетерминизм — прямой путь к религии, к поповщине. Ленин писал, что изгнание законов из науки и есть протаскивание религии. Отстаивая принцип детерминизма, марксистская философия борется за науку, против мракобесия. Диалектический материализм, признавая причинную обусловленность всех явлений природы, в то же время отрицает механистический, метафизический детерминизм, отождествляющий причинность и необходимость, утверждающий, что признание необходимости исключает всякие случайности в природе и обществе и делает ненужной активную деятельность человека. 

Доведенный до своего логического завершения, такой детерминизм превращается в фатализм (см.) — веру в судьбу (рок) и к квиетизм — проповедь полной бездеятельности человека, отрицание революционной борьбы. Марксизм-ленинизм, признавая в природе и истории необходимость, отнюдь не отрицает случайности, которая является формой проявления объективных причинных связей. МЛ не отрицает также свободы человеческой воли (см. Свобода и необходимость), но он объясняет, что эта свобода состоит не в мнимой независимости от законов природы, а в познании их и «в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей» (Энгельс). 

«Идея детерминизма, — писал Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю». Идея детерминизма внутренне связана с сознательной, основанной на знании объективных законов развития общества политической деятельностью, политической борьбой пролетариата и его партии за коммунизм. Стратегия и тактика партии на каждом историческом этапе революционного движения определяются не произвольно, а в тесной связи с конкретными обстоятельствами, причинно обусловливающими именно такие, а не иные формы борьбы.

Так, например, на нынешнем этапе исторического развития советского общества, когда под руководством коммунистической партии осуществляется постепенный переход от социализма к коммунизму, объективные условия выдвигают как основную экономическую задачу необходимость догнать и перегнать главные капиталистические страны в производстве на душу населения. Только разрешив эту задачу, можно создать изобилие продуктов, необходимое для осуществления коммунистического принципа распределения по потребностям. Партия, научно учитывая и взвешивая объективные условия, назревшую историческую необходимость, чётко формулирует эту задачу и мобилизует весь народ на её выполнение. Также, научно обоснованная политика невозможна была бы, если бы она не строилась на марксистской идее детерминизма. Вне принципа детерминизма всякая наука, в том числе и наука об обществе, превратилась бы в груду нелепейших ошибок.

Политсловарь