Эксперт объяснил, как нам надо сделать с нашей экономикой.
МА: Один из вариантов помощи экономике — резкий рост доходов населения.
Основная проблема мобилизации экономике на фоне военных событий и санкционного удара — поиск такого баланса, который позволит решить все задачи, стоящие перед государством, но при этом не отразится на уровне жизни людей, считает директор института народнозозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв:
«Сейчас основная задача — поиск и удержание баланса. С одной стороны, нам надо обеспечить всем необходимым специальную военную операцию, с другой — не допустить снижения уровня жизни людей. Забирая из экономики работников, средства, перестраивая цепи поставок, важно исходить из разумности и достаточности принятых мер. Потому что свое точка зрения тут есть у всех, задача властей сделать так, чтобы ни чьи интересы не пострадали больше, чем это необходимо.
Эффективность экономики и производительность труда у нас в первую очередь зависят от объема производства. Чем он больше, тем эти показатели выше. Можно долго выстраивать отношения между промышленностью и системой образования, они, безусловно, нужны, но быстрый результат будет только при увеличении партий. Если можно выпустить 600 тыс. машин вместо 100 тыс., это надо делать. Но такой рост серийности требует соответствующего спроса.
Для его создания нужно как можно быстрее перезапустить инвестиционный цикл. Для этого есть самые разные инструменты. Наиболее перспективный сейчас — путь бюджетных и квазибюджетных — через институты развития — инвестиций. Еще можно использовать налоговые стимулы для бизнеса, механизмы частно-государственного партнерства, задействовать кредитную политику. А можно зайти с другой стороны и поднять доходы населения. Возникнет дополнительный спрос, который поспешат удовлетворить предприниматели.
Это все даст результат. Одновременно надо решить еще одну проблему: у нас очень мало факторов экономического роста. Сложнее всего с тем, что у бизнеса очень мало уверенности в завтрашнем дне. Тут нужны конструктивные решения.
Наша частичная мобилизация затронула 300 тысяч человек из 72 млн работающих в стране. Это тоже много, но там, где был применен разумный подход, большого урона экономике не нанесло. Комбайнеры и трактористы могут стать прекрасными механиками-водителями танков и БТР, но их оставили на селе — там механизаторы нужнее. Такой разумный подход, когда призывная комиссия смотрит не только на военно-учетную специальность, но и на нужность человека «на гражданке» позволила совместить интересы экономики и армии. Такой подход надо применять и дальше.
Государственный контроль за экономикой ее росту сильно не препятствует. В 2000-х годах мы показывали годовой рост на 7-8% при примерно таком же количестве проверочных мероприятий как сейчас. Сокращение их числа и периодичности, конечно, обрадует предпринимателей, но росту экономики никак не поможет.
С учетом полученного нами санкционного удара сокращение экономики всего на 3% —это успех экономического блока правительства и ЦБ. Сейчас им надо придумать, как перейти от стабильности, которой с таким трудом удалось добиться, к росту. Я думаю, коллеги с этим справятся».