Сегодня я хочу затронуть такую важную тему как профилактики правового нигилизма в школе.
Изучая историю нашей страны, можно сделать вывод, что почти на каждом этапе исторического развития общество уделяло особое внимание поведению людей. Если оно кардинально отличалось от установленных и принятых социальных норм, то государство, в общем, и люди, в частности, старались приложить максимальные усилия для уничтожения нарушений. Одним из таких явлений, с которым идет активная борьба, выступает правовой нигилизм. Именно в XXI веке он получил широкое распространение и обрел более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми историческими периодами. Следовательно, правовой нигилизм среди юношей и девушек следует рассматривать, в первую очередь, как социальную проблему современного общества, которая требует срочного решения на разных уровнях. Особо значение, по нашему мнению, имеет профилактика нигилизма в старшем школьном возрасте (10-11 класс), так как в этой возрастной группе дети находятся на этапе «распутья». Следовательно, одной из главных задач школы помочь им сделать правильный выбор.
Предлагаю рассмотреть несколько форм профилактики правового нигилизма среди старшеклассников в образовательном процессе:
1. Исследовательские, творческие, коллективные и индивидуальные проекты (выпуск тематических газет, обустройство правовых уголков, различные конкурсы плакатов и т.д.). В процессе поиска информации и доказательств по определенной теме, школьники погружаются в такую атмосферу, где они могут узнать различные точки зрения, изучить статистику в правовой области, прочитать интервью политикой и юристов, ознакомится с нововведениями в законодательной базе города или страны.
2. Различного вида дискуссии по вопросам права. По - нашему мнению, это один из самых действенных способов профилактики правового нигилизма. Старшеклассники в процессе дискуссий знакомятся с различными точками зрения, готовят свои выступления, доказывают свою позицию и расширяют свой кругозор и кругозор своих одноклассников. Ключевая роль здесь отводится педагогу, так как он устанавливает регламент, предлагает аргументировать свою позицию, подводит итоги и делает выводы. Так, нами были проведены дебаты на тему «Возможно ли победить коррупцию» в 11 классе в МОУ СШ № 49. Дети показали высокий уровень подготовки: уверено доказывали свои позиции, предоставили наглядный материал, статистику, проводили исследования через своих друзей и знакомых, приводили примеры стран, слушали и задавали вопросы. Результатом дебатов стало то, что победила та сторона, которая доказывала, что коррупцию победить можно. Но было одно уточнение, что в нашей стране для этого уйдет много времени и сил.
Обе команды на своем примере показали, что существует много мнений, и они достойны уважения, а так же, что нужно отстаивать свои права исключительно правовыми средствами, минимизируя использование неправовых.
3. Игровые технологии- ролевые и деловые игры, кейс-метод. Применение данных форм для профилактики нигилизма позволяет прожить различные роли, пропустить через себя правовые ситуации, увидеть последствия своих и чужих поступков, понять, что равнодушие, негативизм и вызывающее поведение не поможет решить проблемы правового характера, а только усугубит их.
Это лишь малая часть форм профилактики правового нигилизма, которые учитель может использовать в своей работе. Но самое главное мы сами должны стать для детей примером для подражания.