Вот так бывает, старается ученик, пишет-переписывает диктанты, изложения и просто домашние задания по русскому языку, а досадные однотипные ошибки вылезают снова и снова. И вдобавок почерк "как у курицы лапой".
Учитель снижает оценки, заставляет переписывать упражнения, родители бьются дома вместе с ребенком над уроками и даже репетиторов призывают на помощь. А прогресс если и есть, то незначительный.
В итоге все участники событий недовольны результатом: учителю кажется, что перед ним нерадивый ученик, родители злятся, что все усилия идут прахом, ребенок вообще начинает ненавидеть письмо, учебу и школу с учителями.
А если вины ребенка в этом нет? Если он и хотел бы, и старался как мог, но не получается. Что же делать?
Для начала стоит пройти диагностику у логопеда-дефектолога на предмет дисграфии.
При дисграфии ребенок не может в полной мере овладеть навыком письма. При этом претензий к интеллектуальному развитию и познавательным способностям ученика, как правило, нет. Маленький школьник может наизусть рассказать правила орфографии, легко запоминает текст для письменного изложения. Но как только дело доходит до письма, возникают специфические затруднения.
Специалисту достаточно посмотреть в тетрадку ребенка, чтобы распознать проблему.
Если в рукописном тексте возникают следующие ошибки, скорее всего, можно говорить о наличии дисграфии:
🖊️ Пропуск букв в слове
🖊️ Повторяющаяся замена букв, например «б» на «д», «п» на «т»
🖊️ Не дописывает элементы букв, слов
🖊️ Задвоение букв, зеркальное написание
🖊️ Переставляет слоги в слове
🖊️ Не выделяет начало и конец предложения (отсутствует заглавная буква и знаки препинания в конце)
🖊️ Ошибки в фонетическом разборе и при делении на слоги
🖊️ Неровный почерк, выход за пределы строки.
Для полного обследования логопед-дефектолог должен провести еще ряд тестов и проверить, как ребенок слышит, видит и воспроизводит текст. Для этого используются специальные логопедические пособия и диагностические карточки.
Специалисты отмечают, что за сложностями с чтением и письмом, как правило, стоят неврологические проблемы. Это может быть незрелость отделов мозга, несбалансированность работы обоих полушарий и даже расстройства эмоциональной и волевой сферы.
Поэтому так важно обратиться за помощью к специалистам. Простые упражнения по письму и чтению тут скорее всего не помогут. Для коррекции дисграфии нужны не только логопедические тренажеры и специальные графические задания. В комплексной работе достичь хорошего эффекта помогают нейро-психологические упражнения, улучшающие общую и мелкую моторику, дыхательные упражнения для улучшения внимания и концентрации, гимнастика для глаз.
Дисграфию удается успешно скорректировать совместными усилиями логопеда, учителя и родителей и при упорной работе самого ученика. Но важно не затягивать и начать работать еще в младших классах, пока сложности с письмом не потянули за собой дальнейшие проблемы в учебе. Поддержка и похвала стимулируют ребенка двигаться вперед и не опускать руки.
И, что может показаться удивительным, ребята, имевшие проблему с письмом, но привыкшие много и упорно работать, в дальнейшем могут достигнуть даже больших успехов в учебе, чем их сверстники, которым изначально всё давалось без особых усилий.
Мы столкнулись с трудностями в формировании навыка письма у дочери и сейчас пока находимся на этапе диагностики. Но хорошо, что первый шаг уже сделан. Значит, понемногу будем продвигаться и добиваться улучшения. Радует, что школа и учитель идут навстречу, обещают поддержку в решении этой проблемы. Будем надеяться.
Расскажите, а у вас и ваших детей были сложности с письмом в начальной школе? Удалось ли скорректировать? Буду благодарна за ваши ответы в комментариях.