Часто встречается убеждение, что у кочевников не может быть ни сколько-нибудь значимого производства металла, ни развитого кузнечного ремесла. Потому что, ну, они же кочевники! Рудник с собой не повезешь, а металлургия требует оседлости, постоянного пребывания на месте...
Однако, до определенного технологического уровня, дело обстоит не так. Рудник и металлургические печи не кочуют, естественно. Но кочевники могут посещать их в рамках годового цикла перекочевок, и посвящать от недели до нескольких месяцев работе с металлом. Причем! В тех же Норвегии и Швеции небольшие металлургические центры тоже работали не круглогодично, а сезонно - вплоть до 19 века. Для крестьянских нужд и даже выплаты налогов железом - хватало.
И, конечно, всегда есть обмен с оседлым населением.
Какие возможны варианты:
- кочевники производят металл сами в рамках годового хозяйственного цикла
- кочевники получают металл от оседлого населения
- сочетание первых двух вариантов в той или иной пропорции
- оседлое население получает металл от кочевников
Последний вариант очень редкий, однако, как считает ряд ученых, имел место в бронзовом веке на Аравийском полуострове.
Давайте посмотрим, как обстояли дела на территории современной Монголии, с дополнительным привлечением данных из Внутренней Монголии, Тувинской котловины и Алтая там, где это уместно. Временной промежуток - со 2го века до н.э. до 14 века н.э., от хуннского периода до гегемонии монголов.
У нас есть два вида источников - следы производства и найденные железные изделия.
Начнем с производств.
Выплавка железа.
Железо использовалось обитателями Монголии как минимум с 5го века до нашей эры, но первые следы производства появляются только во 2-1 веках до н.э., во времена хунну. Непосредственно в Монголии обнаружено не менее 4 мест выплавки железа этого периода. Почему "не менее", а не точно - станет ясно дальше по тексту.
Эти 4 места разбросаны по всей Монголии: рядом с Улан-Батором (17), в Монгольском Алтае (16), на Ононе (18), на хребте Хорьдол-Сарьдаг (15). В сумме - 18 металлургических печей, от одной до восьми в одном месте. (Данные приведены по обзору Водясова, 2022.) Надо отметить, что эти данные, во-первых, достаточно новые - раскопки 2006-2019, а во-вторых, местами предварительные. Например, рядом Улан-Батором, в окрестностях обнаруженного комплекса, намечено еще 5-6 перспективных точек. Ну и место тут понятие относительное - если печи разбросаны на несколько километров, считать их одним центром или несколькими?
Что общего во всех этих местах? Разумеется, это не чистая степь. Это горы, предгорья, долины горных рек. Там, где достаточно леса для производства железа.
Примерно вот так это выглядит:
Абсолютное большинство печей - варианты типа Чинге-Аксай, с подземными каналами для отвода шлака. Датируются радиоуглеродным методом от 1 века до н.э. до 3-4 веков н.э., от хунну до конца периода сяньби. Все печи достаточно велики, можно предполагать крицы весом 5-40 килограмм. По результатам анализа шлаков, по крайней мере в одной печи пытались производить не железо, а сырцовую сталь.
Печь в разреза:
Подобные же печи с тем же диапазоном датировок, но в среднем более поздние, найдены и в Тыве, и в Хакасии.
Более совершенные и мощные печи, типа Кош-Агач, на территории самой Монголии (пока?) не найдены.
Зато найдены следы весьма интересного явления - микрометаллургии. Сыродутная печь, в принципе, может быть почти любых размеров, с крицей и в две с лишним тонны, и в несколько десятков граммов. И последние на территории Монголии найдены. Предположительный объем печи в этом случае - несколько литров, расход топлива - порядка килограмма, время плавки - порядка часа. То есть в буквальном смысле - вечером у костра, была бы руда. Да, естественно, такой крицы хватит только на наконечники стрел или небольшой нож - однако, в отличи от работы с большими печами, тут достаточно одного человека и мягче ограничения по сезону. Датировка - около 3 века до н.э.
В Монголии, Южной Сибири и Алтае пока не найдено металлургических печей с 6(8) по 12 века. Есть ли этому некоторая причина, или дело в недостаточном числе раскопок - пока неизвестно. Явление успели назвать "тюркским парадоксом", из-за совпадения по времени с тюркскими каганатами.
Здесь есть добавление - самые молодые датированные печи типа Кош-Агач относятся к 9 веку. Это Алтай. Часть подробностей тут, в 4 статье цикла.
Мы рассмотрели производство железа. Давайте теперь посмотрим на сами изделия из него.
Чей металл? Два вида стали.
При исследованиях изделий с территории Монголии наблюдается четкая закономерность.
Большая часть выполнена из сыродутного железа и цементированной стали. Последней мало, только оружие и инструмент, как правило сварные конструкции с приваренными лезвиями. Или цементированные бойки молотков. Большая часть наконечников стрел (более 90%) - железо.
Меньшая часть выполнена из стали, полученной обезуглероживанием чугуна. Что очень важно - не производился кричный передел, получение железа из чугуна. Нет, отдельные куски чугуна обрабатывались по отдельности, для изготовления сравнительно небольших стальных изделий.
Причем, где-то с 10 века для этого использовался не древесный, а каменный уголь, несмотря на все проблемы, которые это приносило. (Хрупкость из-за большого количества серы в каменному угле, кокс не употреблялся.) Из этого металла не делались инструменты и оружие, кроме ножей. Исходно переделка шла в твердой фазе, без плавления чугуна. С использованием каменного угля появляются и признаки работы с жидким чугуном, но без переливки и без получения железа.
И только к 13 веку, ко временам Каракорума, появляются изделия, судя по всему, из перелитого чугуна одновременно с частичным обезуглероживанием, с содержанием углерода около 2%.
Пропорция разного металла: от примерно 90-95% сыродутного железа на рубеже нашей эры, до примерно 60% к 13 веку, уже во времена завоевания Северного Китая.
Почему это так важно? Вся синхронная металлургия Китая была построена на чугуне и кричном переделе. Обитатели монгольской степи не использовали китайскую традицию металлургии, и по большей части, не использовали китайский металл.
Из чего следует неожиданный вывод - китайские меры против продажи металла кочевникам были достаточно эффективны. Уж точно эффективнее каролингских мер против продажи мечей.
Три традиции.
Итак, в Монголии сочетались три, или две с половиной, традиции получения железа.
Первая, основная и обычная, сохранившаяся у кочевников Сибири до 19 века - получение железа в рамках годового хозяйственного цикла, постоянных поселений рядом с металлургическими производствами не обнаружено. Печи, в основном, обычных для большей части Евразии размеров и производительности, сопоставимы с синхронными римскими, например.
Ее подвид, вторая традиция - очень мелкое производство, с крицами в десятки граммов.
Третья традиция - переделка полученного из Китая чугуна в сталь, изначально на уровне отдельных изделий. Этим она весьма схожа со второй. Постепенно, с увеличением доступа к китайскому металлу и использованию каменного угля, эта традиция совершенствуется, а после завоевания Китая - сливается с китайской. И, кстати, в 15-16 веке в Китае работает не только традиционная для него "чугунная" металлургия, но и сыродутные печи.
Продолжение цикла можно прочитать здесь - "Откуда у кочевников железо -2? Авары и оногуры на Дунае, 7-9 века".
Основные источники: "9 типов сыродутных печей..." Водясов и др., 2022 препринт, "Микро-масштабная выплавка железа..." Парк и др., 2020, "Технологическая традиция..." Парк и Рейхерт, 2015.
Полный список источников и точные ссылки – в карточке статьи на Kopist.site.
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!