Найти тему
Osobnyaki.com┃Особняки

Особняк Стахеева. Древняя Греция на Новой Басманной

Оглавление
Особняк Стахеева
Особняк Стахеева

На входе в Сад имени Баумана притаилась одна из самых величественных усадеб Москвы — дом Николая Стахеева, крайне успешного магната и большого ценителя прекрасного. В этой статье рассказываем про самого Николая и его семью, а также про великолепный памятник неогреческого стиля на Новой Басманной.

Стахеевы

История рода Стахеевых насчитывает 150 лет и восемь поколений. Первые предприниматели в этой семье появились ещё в восемнадцатом веке в небольшом татарском городе Елабуга. Выгодное расположение на реке Каме, которая чуть поодаль от Елабуги пересекается сначала с Вяткой, а потом и с Волгой, позволило Стахеевым обустроить важное логистические звено и настроить поток товаров между западными и восточными губерниями. Сначала Стахеевы скупали хлеб и продавали его в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и на Урале; затем они начали привозить из Китая сахар, чай и промышленные товары и перепродавать их на востоке страны. Со временем этот список пополнился бакалеей, драгоценными металлами и даже нефтяными продуктами.

Стахеевым удалось построить настоящую финансовую империю: акции их торгового дома держал император Николай II, семья имела магазины практически в каждом крупном городе Российской империи, а общий оборот компании «И. К. Стахеев и сыновья» в 1900 году составил 80 000 000 рублей. Из этого рода происходило несколько мэров Москвы, а внушительную часть своего капитала Стахеевы направляли на благотворительность — строили больницы, церкви, бесплатные столовые и другие важные социальные объекты.

Николай Стахеев, про особняк которого мы и поговорим дальше, унаследовал от своего отца хорошее дело. Предприниматель занимался торговлей древесиной, чаем, хлебом, а также владел золотыми приисками и нефтяными месторождениями. А когда Николай переехал из Томска в Москву, то сразу начал скупать старые особняки и строить на их месте многоэтажные доходные дома — и не только: знаменитое здание «Библио-Глобуса», например, построил именно он.

Николай Стахеев (1852-1933)
Николай Стахеев (1852-1933)

История дома

В середине 1890-х Стахеев купил просторный участок на Новой Басманной, снёс там все старые постройки и поручил московскому архитектору Михаилу Бугровскому на их месте построить новый особняк для себя и своей семьи. Бугровского предприниматель выбрал не случайно: раньше он уже сотрудничал с ним, когда строил доходные дома по всей столице. Однако теперь перед мастером стояла совсем другая задача — возвести великолепный дворец, масштаб которого бы полностью соответствовал статусу и влиятельности заказчика. К 1898 году строительные работы кончились, и Стахеев заехал в свою резиденцию. Дом обошёлся владельцу примерно в 1 000 000 рублей — если переводить имперские рубли в современные, получится колоссальная сумма.

Здесь важно сказать, что Николай был племянником художника Ивана Шишкина — благодаря этому родству он любил искусство, хорошо в нём разбирался и даже был заядлым коллекционером живописи. Это сильно отразилось на оформлении особняка, который стал прекрасным образцом эклектики в архитектуре.

Архитектурные особенности

Фасады особняка оформлены по образу и подобию эллинского храма — это вариант неоклассицизма, который называется неогреческим стилем. В России он вошёл в моду в конце 1860-х годов и уверенно держал свои позиции до наступления эпохи модерна в начале 1900-х: если бы Стахеев решил строить свою резиденцию всего на несколько лет позже, она могла бы иметь совершенно другой вид.

Как и полагается неоклассике, каждая деталь здесь строго пропорциональна и симметрична. Композиционный центр главного фасада — ризалит с пилястрами ионического ордера, двухчастными окнами и игривой лепниной, которая позволяет себе немного отойти от классицистической строгости. По бокам от увенчанного массивным фронтоном ризалита идут западное и восточное крылья, высота которых снижается по мере удаления от центра. У крыльев есть одна интересная деталь: чередующиеся с окнами ниши, в которых стоят фонари, изготовленные на заказ в Париже. Простые массивные формы, математическая выверенность, исключительная рациональность и отделка из белого камня делают здание монументальным и величественным — как раз под стать своему владельцу, который был одним из богатейших людей дореволюционной России.

Бугровский отодвинул дом от красной линии улицы, чтобы обеспечить жителям больше спокойствия и личного пространства — размер участка позволял запросто сделать такой ход. Пространство между улицей и особняком занимает небольшая лужайка, где стоит фонтан под названием «Богиня ночи». Чугунная скульптура авторства неустановленной французской мастерской выполнена в форме девушки, несущей электрический фонарь. Фонтан действует до сих пор. Во времена Стахеева за особняком также находился сад с гротом — грот стоит до сих пор, а сад стал частью молодого Сада имени Баумана.

Скульптура «Богиня ночи» на фоне ризалита
Скульптура «Богиня ночи» на фоне ризалита

Интерьеры

Как только оказываешься внутри особняка, начинаешь понимать, причём здесь эклектика. Если фасады здания выдержаны в спокойном и рассудительном неогреческом стиле, то интерьеры пестрят буйным разнообразием форм. Оформление каждого зала уникально, и все они переносят посетителя в разные исторические эпохи. Для оформления гостиной, например, Бугровский выбрал рококо с преобладанием рокайля — декоративного элемента, напоминающего морские раковины. Столовая поражает замысловатыми переплетениями и величием пламенеющий готики — только не из привычного камня, а из дерева — а курительная комната и вовсе обращается к восточным традициям и мавританскому стилю с его гипнотическими орнаментами.

Интерьер рокайльного зала
Интерьер рокайльного зала

Осмелимся предположить, что половина из потраченного миллиона рублей ушла только на отделку, которая поражает роскошью и проработанностью. По всему особняку встречаются инкрустированные паркеты, шёлковые обои, витражи, а также декор из лепнины и даже мрамора. В оформлении деревянных элементов готической гостиной использовалась техника тончайшей резьбы по дереву. До нас интерьеры дошли практически без каких-либо изменений — что удивительно, потому что предметы роскоши в соседних особняках национализацию обычно не переживали.

От парадного входа в дом идёт лестница из белого мрамора — она ведёт в греческий холл, украшенный колоннами и пилястрами из искусственного мрамора розового цвета. Рядом с колоннами стоят высокие светильники-сфинксы. В западном крыле Стахеев обустроил галерею, где выставлял работы из своей коллекции, а в восточном — контору для разных деловых активностей.

Интерьер столовой в готическом стиле
Интерьер столовой в готическом стиле

После Стахеева

После революции имущество Стахеева национализировали — он потерял в этой стране всё и был вынужден срочно её покинуть. В 1918 в особняке разместился Народный комиссариат путей сообщения, а в 1940 — Центральный дом детей железнодорожников (ЦДДЖ). Он действует до сих пор: сейчас на территории резиденции работают различные детские секции и кружки.

Как добраться

Полный адрес особняка Стахеева — улица Новая Басманная, дом 14, строение 1. Он находится на одинаковом удалении от станций метро «Красные ворота» и «Комсомольская». Чтобы добраться до особняка от любой из них, потребуется пройти около десяти минут.

Заключение

Ищете здание под офис в Москве или под ресторан? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Работаем с любовью и без комиссии.