Найти в Дзене

Еще немного об истории

Оглавление

Здравствуйте, уважаемый читатель! Наверняка вы знаете, что история подразделяется на разные отрасли: история религии, история культуры, история конкретного человека (биография), история какой-либо науки, философской мысли, политическая история. В школах, в основном, преподают общий комплекс всех исторических отраслей в максимально понятной для учеников форме, называя это все словом "история". Во все времена, и наше время не является исключением, история была той учебной дисциплиной в школах, которой легче всего манипулировать в рамках учебной программы в целях воспитания гражданина с определенным, выгодным для государства, мышлением и мировосприятием. Небольшой процент выпускников школ продолжает идти по пути изучения истории в высших учебных заведениях, хотя важно понимать, что только изучение академической истории лишено пропагандистского налета. Я, хотя и не являюсь профессиональным историком, в свое время занимался углубленным изучением этой науки и хочу поделиться с вами некоторыми общими принципами понимания истории, которые позволят вам взглянуть на развитие человечества не как на цикл, а как на вполне себе логично выстроенную цепочку событий и фактов.

От Античности к современности

Наверняка вы слышали такую фразу: "Античность - колыбель европейской цивилизации". У этой фразы есть вполне себе конкретный смысл, но сначала, я думаю, стоит рассказать о контексте. Самыми первыми государствами в мире, как принято считать, были Междуречье (Месопотамия), Вавилония, Древний Египет (ныне Египет населяют не египтяне, а арабы), Древний Китай и некоторые другие государства Евразии, не входящие в группу античных. Об этих государствах кое-что известно, потому что они, хотя и отставали в развитии от античных стран, но все же сохранились памятники их культуры, по которым мы можем составить картину их зарождения и первых столетий развития (например, свод законов Хаммурапи в Вавилонии, учение Конфуция в Китае, египетские пирамиды и т.д.). Меньше нам известно о развитии племен в Австралии и обеих Америках (об аборигенах, инках, ацтеках, индейцах), поскольку они не имели возможности взаимодействовать с передовыми на то время античными странами по географическим и технологическим причинам: они располагаются далеко за океаном, а морское сообщение тогда не было развито. Памятники же культуры этих народов по причине их самобытности трудно расшифровать даже сегодня человеку с европоцентричным восприятием.

Зато очень много нам известно о развитии античных государств - Древнего Рима и Древней Греции. Прежде всего это произошло потому, что в этих странах (особенно в Греции) активно развивалась культура, оказавшая влияние сначала на всю Европу, а затем - на весь мир. Причина такого стремительного развития античных государств мне видится в благоприятном климате, выгодной географии их расположения и богатстве природными ресурсами, что не могло не привести к зарождению экономической, медицинской, управленческой и прочих наук, поскольку богатство ресурсами приводит к росту численности населения, а это в свою очередь приводит к потребности грамотного распределения ограниченных ресурсов - а это функция экономики и т.д. И мы можем вспомнить таких представителей античной научной мысли как Аристотель, Сократ, Пифагор, Софокл, Еврипид, Гиппократ, Геродот и другие. В пользу теории о том, что античные страны располагали большим ресурсом, выступает и тот факт, что проживавшие в то время на территории современной Испании арабы, а на территории современных Франции, Германии и Скандинавии варвары (античное прозвище северных народов, включающее в себя галлов, гуннов, англо-саксов, викингов и т.д.), имели менее высокий уровень развития, вследствие чего и были захвачены Римом. Хотя здесь нельзя исключать и политические, и культурные особенности других племен и государств. В частности, Греция, имевшая иное государственное устройство нежели Рим, также оказалась им захваченной.

Территория Римской империи в период ее наивысшего могущества
Территория Римской империи в период ее наивысшего могущества

Если говорить об отличиях государственного устройства Рима и Греции, то стоит отметить, что Греция представляла собой независимые друг от друга полисы (города), объединенные одной религией (греческий пантеон во главе с Зевсом), языком и культурой. Римское же государство было единым, централизованным, во главе с императором, заседавшим в Риме. Империя (в некоторые периоды своей истории - Республика) имела единую армию, которая подчинялась исключительно императору и центурионам (полководцам), которых назначал император. Такая четкая иерархия римской армии в совокупности со всеми вышеперечисленными фактами сделала Рим огромной империей, распространившей свое влияние почти на всю Европу и север Африки. Само собой, более развитая греческая культура оказывала влияние на римскую, но более развитая римская культура оказывала влияние на культуру варварских племен. Именно поэтому появилась группа, так называемых, романских языков. "Roma" означает "Рим", отсюда название группы языков, которые оказались под влиянием латыни, на которой говорили жители Римской империи. К романским языкам относятся французский, испанский, итальянский. Помимо этой группы в Европе распространена германская группа языков - английский, немецкий, шведский, норвежский. Англо-саксы хотя и оказались под протекторатом Рима, но их языки меньше подверглись влиянию латыни по причине их отдаленности от столицы Римской империи. Также в Европе распространены языки славянской группы (польский, сербский, украинский, русский, белорусский), но они почти совсем не подверглись влиянию латыни. Все эти языковые группы и еще некоторые другие объединены в индоевропейское языковое семейство.

-2

Именно военно-политическое и культурное влияние античных стран на варварские племена (галлы - современные французы, германцы - современные немцы и т.д.) позволяет нам сказать, что Античность является колыбелью европейской цивилизации. Если бы (позволю себе этот оборот, хотя история не любит сослагательное наклонение) Римская империя не расширялась и не распространяла римскую и греческую культуры на другие племена Европы, то культурных и языковых центров в Европе было бы гораздо больше, чем существует сейчас, поскольку они не были бы сведены к латинскому стандарту. Правда, стоит отметить, что навязывание Римом античной культуры варварам происходило мягче, нежели навязывание европейской культуры конкистадорами туземцам в Америке. Например, захваченная Римом Иудея получила право сохранить свою религию, а не переходить в римское язычество.

Позднее, когда античная культура уже прижилась в Европе, ее стали распространять на весь мир. Вспомните, например, открытие Христофора Колумба. В Америку направились европейские колонизаторы в конце XV - начале XVI века. Само собой, европейцы привезли в Америку свою культуру и навязывали ее "огнем и мечом". Навязывания европейской культуры не избежала и Африка, также попавшая в зависимость от европейских держав.

В XVIII веке английский экономист Адам Смит сформулировал первую в истории человечества более-менее целостную экономическую модель - классическую политическую экономию - которая положила начало современной экономической науке. До открытия Адама Смита главы государств не занимались четким экономическим планированием, а страны занимались производством натурального продукта, который сами и потребляли. Это тормозило развитие общества, поскольку слабыми темпами развивалась межгосударственная торговля, что необходимо в условиях теории Смита о разделении труда в том числе и по климатическим причинам (например, в северных широтах не растут бананы, но в результате разделения труда эти бананы будут выращены на юге, а север купит их или обменяет на свой товар). Но открытие Адама Смита имело и обратную сторону - началось развитие капитализма, который стал требовать новые рынки сбыта. Их европейцы решили искать в Азии, что привело к насильственному навязыванию европейской культуры Китаю, Японии.

Адам Смит (1723-1790) - английский экономист, основатель школы классической политэкономии
Адам Смит (1723-1790) - английский экономист, основатель школы классической политэкономии

Особое место здесь занимает Россия. Это единственная страна, которая в результате реформ Петра I добровольно переняла европейскую культуру с ее дальнейшей адаптацией. Адаптация европейской культуры происходила и в других частях света, подвергнутых ее влиянию, но костяк оставался неизменным.

Петр I Алексеевич Романов-Нарышкин (Петр Великий; 1672-1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский
Петр I Алексеевич Романов-Нарышкин (Петр Великий; 1672-1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский

Таким образом, к началу XX века мир не имел ни одной цивилизованной страны, которая бы не следовала европейскому образцу, который, в свою очередь, сформирован на основе культуры античных цивилизаций. Обратите внимание: американский президент, китайский председатель, российский лидер - все носят туфли, брюки, пиджак, рубашку и галстук - никто не одевается в национальный костюм. В XXI веке в условиях глобализации эти процессы становятся еще более глубокими, но вместе с тем многонациональные государства (в том числе Россия) выделяют деньги на поддержание культур национальных меньшинств. Но важно здесь понять, что античная культура распространилась на весь мир, поэтому преподавание истории в школе европоцентрично. Давайте разберемся, что это значит.

-5

На картинке выше представлена та периодизация всемирной истории, которую преподают в школе. Она - европоцентрична. Только Европа проходила период Античности, затем - Средневековья, затем - эпоху Возрождения и т.д. Например, когда в Европе шла эпоха Возрождения, то есть люди начали обращаться к античной философии, ища в ней замену христианской, очень строгой, морали, в Америке конкистадоры уничтожали индейцев. Вряд ли это можно назвать "Возрождением" по отношению к коренному населению Америки. В России же в это время шли войны с монголо-татарскими захватчиками, что тоже трудно назвать "Возрождением". Но поскольку европейская культура распространилась на весь мир, то общепринятой, общемировой является именно та периодизация всемирной истории, которая в полной мере раскрывает путь развития именно европейских стран, та периодизация, что представлена на картинке выше. При этом в Новейшее время, которое началось сразу же после окончания Первой Мировой войны в 1918 году, весь мир перешел одновременно, и этот переход можно отследить по вполне конкретным критериям, разбирать которые мы сейчас, пожалуй, не станем. Этот одновременный переход обусловлен тем, что к 1918 году большинство цивилизованных стран уже ассимилировали европейскую культуру и следовали одному образцу.

Однако в современном мире существуют так называемые "три эшелона" стран: "первый эшелон" - развитые страны Европы, а также США, Канада и Австралия. Европа развивается быстрыми темпами потому, что именно она является колыбелью мировой культуры, в чем мы убедились из всего выше обозначенного. А раз Европа - колыбель мировой цивилизации, - она определяет вектор развития всего мира, и является передовой по отношению к другим странам и их объединениям. США, Канада и Австралия хотя и не являются европейскими странами, но входят в "первый эшелон", потому что они смогли в кратчайшие сроки ассимилировать европейскую культуру. Причина такого явления мне видится в том, что особых успехов среди европейских стран в плане научно-технического, политического и иного развития добилась Великобритания. Одна из причин этих успехов - наличие у страны огромного числа колоний, которые являлись одновременно и сырьевым придатком, и рынком сбыта. Чтобы лучше разобраться в причинах успеха Великобритании, нужно более подробно рассматривать ее исторический путь, чем мы сейчас заниматься не будем, поскольку это не является темой нашего обсуждения. Но именно Великобритания имела в качестве своих колоний США, часть Канады и Австралию. Этим можно объяснить тот факт, что эти государства входят ныне в "первый эшелон". Также в "первый эшелон" входят Южная Корея и Япония, но этот факт можно объяснить "экономическим чудом", случившимся в обеих странах во второй половине XX века. "Второй эшелон" - это страны Азии (Китай, Индия) и Россия. Это развивающиеся страны. Они еще опираются на промышленное и, отчасти, сельскохозяйственное производство, но стремятся, как и Европа, к доминированию сферы услуг в экономике, стремятся к так называемому Информационному (Постиндустриальному) обществу, но сейчас находятся на стадии Индустриального общества. Ну и "третий эшелон" - это страны, в которых недавно прошли крупные гражданские войны, а также те страны, которые после Второй Мировой войны (1939-1945 годы) перестали быть угнетаемыми колониями европейских стран. Это государства Азии и Африки: Афганистан, Иран, Ирак, Египет, Ливия, Алжир и др. Эти страны до сих пор опираются на сельскохозяйственное производство, что характеризует их как страны традиционного типа, стремящиеся ради сохранения своей идентичности отказаться от европейской культуры. Для этого они регрессируют в более отсталые формы развития, в которых их застали внезапно пришедшие колонизаторы из Европы, и ищут самобытный путь развития. Россия и славянские страны занимают здесь особое место: они не отказываются от европейского образца, но и не копируют Запад во всем.

Типы обществ от менее развитого (традиционного) к более развитым
Типы обществ от менее развитого (традиционного) к более развитым

Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией (которая заключается в индустриализации (развитии промышленности), урбанизации (росте городов), демократизации и т.д), а от индустриального к постиндустриальному - информатизацией. Модернизация и информатизация могут происходить как постепенно, так и в результате революции.

Представленная на картинке выше типизация обществ не является единственной. Например, в XIX веке немецкий экономист, политэконом Карл Маркс предложил делить общество не на типы, а на формации, среди которых он выделял рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую и какую-то, которая придет на смену коммунизму, когда тот достигнет своего кризиса. Если разбирать классификацию Маркса, то стоит отметить, что в истории мира рабовладельческая формация была актуальна для Античности, феодальная - для Средневековья, капиталистическая - для современного Марксу общества, но эта формация продолжает существовать в большинстве стран и сегодня, коммунизма на сегодняшний день не было и нет ни в одной стране.

Влияние общественной мысли на историческое развитие

При написании этой главы автор опирается в том числе на труд Эдуарда Тайлора "Первобытная культура", а также на "Морфологию волшебной сказки" Владимира Проппа.

Как обозначено в первой главе: Древний Рим и Древняя Греция - это государства. Рим - более централизованное, Греция - более демократичное, но в основе их лежало именно государственное управление: централизованное в Риме и народное в Греции. В основном, развитие этих стран пришлось на эпоху до Рождества Христова, или, как говорят светские люди, до нашей эры. Таким календарем, несмотря на то, что не везде исповедают христианство, пользуется весь мир. Однако, в 395 году нашей эры Греция, некогда захваченная, выходит из состава Римской империи и начинает свой независимый путь. Отделившаяся от Римской империи Греция назвала себя Восточной Римской империей, а на Руси ее называли Византией. Столицей Восточной Римской империи был город Константинополь (ныне - Стамбул, на Руси его называли Царьград). Соответственно, если есть Восточная Римская империя, то есть и Западная Римская империя, столица которой - город Рим.

-7

Однако, угнетаемые Западной Римской империей варвары в 476 году нашей эры захватили Рим, что привело к падению Западной Римской империи и разрушению идеи о государственности в умах людей. Западная Римская империя продолжила существовать, но не как государство, а как объединение стран под властью религиозного главы (Папы Римского), который заседал в Риме. Именно в 476 году заканчивается эпоха Античности и начинает Средневековье. В этот же период начинают распространяться монотеистические религии. В азиатских странах это буддизм, в арабских - ислам, в европейских - христианство. Таким образом, христианская Византия, несмотря на то, что обрела политическую независимость, оказалась под влиянием Папы Римского, фактического главы уже не просто Римской, а Священной Римской империи после 476 года. В 988 году Русь приняла христианство и попала в зависимость от Священной Римской империи. Мы рассмотрим развитие управленческой мысли на примере Европы и христианства, но важно понимать, что в других частях света происходили те же процессы, только религии были другими, и миссионеры каждой религии говорили, что только их вера является правильной, и в Рай после смерти попадут только те, кто будет исповедовать "правильную" религию. Таким образом, христиане говорили, что ислам - это "неправильная религия", но мусульмане то же самое говорили про христианство. Монотеизм (однобожие) приходит на смену языческому многобожию в эпоху Средневековья в большинстве стран.

Об эпохе Средневековья следует сказать, что главной ценностью для человека была не национальная, а религиозная принадлежность. Таким образом, христианин из Руси мог свободно, даже не зная языка, прийти, например, во Францию и сойти там "за своего". В то же время мусульманина ни за что не приняли бы в христианской Европе с "распростертыми объятьями". Так же и наоборот. В этот период не короли, а церковные сановники имели реальную власть в мире. Они собирали крестоносное воинство, и средневековые люди охотно отдавали свою жизнь за Бога в борьбе с "неверными", к которым средневековые христиане причисляли мусульман, буддистов, язычников, иудеев. Церковные сановники собирали налоги - церковную десятину - и средневековые люди с удовольствие платили этот налог во славу Божию. А уж про индульгенции можно и не говорить. Таким образом, в Средневековье на смену античной государственности пришла почитаемая людьми религиозная власть, устанавливающая свои порядки на подконтрольных ей территориях. Если сказать грубо, то весь христианский мир был, как бы, одним государством во главе с Папой Римским. Весь мусульманский мир был одним государством, то же самое можно сказать и про другие конфессии, существовавшие в то время. Христианская церковь имела свои рычаги воздействия на общество: инквизиция, опора на королей, проповеди в церквах, которые можно в какой-то степени сравнить с современной пропагандой национализма или патриотизма, что, по большей части, одно и то же. Войны внутри христианских общин в это время тоже велись, но цель их заключалась либо в захвате территорий, либо в захвате ресурсов - никакой национальной подоплеки, которая есть сейчас, не было.

Первое событие, которое пошатнуло церковную христианскую власть, произошло в 1054 году, когда христианство восточного (византийского) образца объявило о своей независимости от римской церкви. Это событие получило в истории название "Великая схизма", в результате которой христианская церковь разделилась на восточную (православную) и западную (католическую). Само собой, католики объявили православных неверными, то же произошло и со стороны православных по отношению к католикам. После захвата Константинополя мусульманами и падения Византии в 1453 году, Русь осталась одним из немногих православных государств. Русские люди не осознавали себя русскими, они осознавали себя как православных и защищали свою землю не потому, что она русская, а потому, что она православная. Так же и католики: они не осознавали себя французами или немцами, но осознавали себя католиками и защищали свою земля только потому, что она католическая, и не по какой-либо другой причине. И эта парадигма была актуальна для всех людей, живших во всех частях света в Средневековье. Так, например, когда в эпоху Смуты в России (1598-1613 годы) католические Польша и Швеция захватили Москву и Новгород, то Минин и Пожарский организовали ополчение не для того, чтобы освободить от польского и шведского гнета русские города, а для того, чтобы освободить православные города от католического гнета. И так мыслили все люди в мире в период с 476 по 1648 годы.

Что же произошло в 1648 году? Снова обратимся к более ранним событиям. В XVI веке в Европе произошла Реформация - еще одно событие, которое пошатнуло власть католической церкви в мире. Главный идеолог Реформации - немецкий богослов Мартин Лютер.

Мартин Лютер (1483-1546) - католический священник, инициатор Реформации
Мартин Лютер (1483-1546) - католический священник, инициатор Реформации

Сторонники Реформации выступали за смягчение религиозного гнета. За это они были прозваны протестантами и преступниками католической веры. Немецкие протестанты называли себя лютеранами, английские - англиканами, французские - гугенотами. Противостояние между протестантами и католиками однажды перешло в массовое истребление гугенотов во Франции (Варфоломеевская ночь 1572 года), а в XVII веке это переросло в Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов.

В ходе этой войны католики и протестанты поняли, что они не смогут "перетянуть" друг друга на свою сторону, а только перебьют друг друга. Поэтому в 1648 году был подписан Вестфальский мир, который определил Вестфальскую систему, которая дошла до сегодняшнего дня, хотя и в измененном виде.

Суть Вестфальской системы заключается в том, что теперь сферы влияния в мире делятся не по религиозному признаку, а по национальному. Теперь нет православных, а есть русские, украинцы (тогда они назывались малороссами), грузины; нет католиков, а есть испанцы, французы, немцы, поляки. Сделано это было потому, что протестанты соседствовали с католиками, и чтобы они друг друга не перебили, нужно было объединить их по какому-либо иному признаку, кроме религиозного. Было решено объединить их по национальностям. Закончилась эпоха религиозных войн - начиналась эпоха национализма (и нацизма как его крайней формы), патриотизма, войн на национальной почве. Правители стали делить карту по национальному признаку - появились государства со своей армией, территорией, языком.

Однако простые люди, привыкшие иметь высшей ценностью Бога и служить церкви, не желали подчиняться светскому королю, платить ему налоги и служить в его армии. Тогда в ход пошла пропаганда. В частности, тогдашние сборщики фольклора (в том числе, сказок), стали перерабатывать его и выдавать за национальное достояние, как объект народного, национального творчества. Хотя многие сказки были сочинены не нациями, а людьми, причисляющими себя к религиозным общинам, а сказки с одинаковыми сюжетами, сочиненные в разных частях Европы, отличались друг от друга некоторыми деталями. Но переработка фольклора Шарлем Перро, братьями Гримм и другими сделала свое дело. Следующие поколения, выращенные на "национальном" фольклоре, стали воспринимать себя не как часть религиозной общины, а как часть нации.

Однако полностью Вестфальская система закрепилась в умах только после Великой Французской Буржуазной революции 1789-1799 годов. Именно в этот период во Франции на смену абсолютной королевской власти приходит представительство, а у людей появляются гражданские права. И вот именно теперь люди, получив возможность влиять на политическую жизнь, начинают осознавать себя как представителей нации, а не религиозной группы.

Однако Вестфальская система не смогла решить военный вопрос окончательно. Большинство крупных войн, произошедших после 1648 года имели под собой не религиозный, а национальный характер: не борьба с "неверными" теперь стала важна, а патриотизм и борьба за целостность и выживаемость нации. В частности, Аншлюс Австрии в 1938 году произошел потому, что Гитлеру захотелось завладеть территорией независимой Австрии, на которой проживают немцы - это проявление националистических (а в случае Гитлера - нацистских) настроений. Религиозный признак теперь отходит на второй план.

Правда, в начале XX века была произведена попытка отказаться от национальной принадлежности людей, а ориентироваться на идеологию. Ключевым событием здесь явилась Октябрьская революция 1917 года. В первые годы существования советского государства большевикам не было дела до национальной принадлежности людей - важно было, что человек приверженец марксизма. Однако все изменилось после смерти Ленина в 1924 году и приходом к власти в СССР националиста.

Подытожим эту главу: зачатки современной государственности были заложены еще в Античности (зачатки как централизованного, так и демократического правления), но в связи с падением Западной Римской империи в 476 году и распространением христианства государственная власть была заменена церковной. К практике осуществления государственной власти вернулись только после начала кризиса религиозности (Реформация), однако современная государственность (Вестфальская система) в основе своей имеет не идею государственного устройства, как это было в Античности (демократия или монархия), а национальное определение.

Кстати, в романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831 год) в главе "Это убьёт то" провозглашается идея о том, что "книга убьет здание". Здание есть символ эпохи религиозной власти - пышность и величавость церковной архитектуры, а книга есть символическое воплощение письменных законов, которые издают государства, управляющие странами, разделенными по национальному признаку. Эту идею - о том, что "книга убьет здание", то есть государство заменит собой религиозную власть, - провозглашает архидьякон Клод Фролло в разговоре с королевским представителем. Однако, архитектура из нашей жизни при торжестве "книги" никуда не делась...

Виктор Мари Гюго (1802-1885) - французский писатель-романтик, политический и общественный деятель, классик мировой литературы
Виктор Мари Гюго (1802-1885) - французский писатель-романтик, политический и общественный деятель, классик мировой литературы

На этом закончим. Друзья, мне очень важно знать ваше мнение о проделанной мной работе и о той теме, которую мы здесь обсудили. Если у вас есть вопросы или предложения по теме - напишите их в комментариях. Буду рад познакомится с вашим мнением и, по возможности, ответить на вопросы.