Найти тему
#iNмузей

Алина Пархоменко. Право музеев на изображения музейных предметов.

Фотография © Алина Пархоменко
Фотография © Алина Пархоменко

- Давайте начнем с понятия «Музейное право». Так называется Ваш проект, такое словосочетание часто можно услышать в музейной сфере. Но существует ли такой термин? Что значит «музейное право»?

- В юриспруденции есть разные отрасти и подотрасли, но формально отрасли музейного права нет. Это неофициальный термин, но весьма расхожий.

Мы использовали его для названия нашего проекта. Теперь «Музейное право» – наш бренд. По этой фразе мы сразу понимаем, что в рамках проекта разбираются юридические вопросы, касающиеся в основном музеев. Но так сложилось, что туда же притянулись театры и библиотеки – все, что так или иначе связано с культурой.

Я люблю путешествовать и во время поездок по России я обратила внимание, что у региональных музеев все очень сложно, очень скромно, и что юридическая поддержка у них совсем слабая. Или ее даже нет. Обычно самый грамотный сотрудник – это хранитель, который вынужден соблюдать определенные инструкции и так или иначе вникать в юридические вопросы.

- Вы работаете безвозмездно?

- Да, изначально это был волонтерский проект. Музеи охотно обращаются, если им что-то нужно: договор сделать или вопрос разобрать - мы им охотно помогаем, если вопрос не очень сложный для нас.

Но иногда бывает так, что ты не нацеливаешься на зарабатывание денег, а вдруг они начинают появляться. Кому-то нужно дать юридическую оценку спорной ситуации, у кого-то сложные вопросы на грани личного. Например, новые руководители музеев часто просят их проконсультировать по нарушениям предшественников - о возможных последствиях, в том числе уголовно-правовых.

- Вы имеете ввиду случаи хищения?

- Да, такое тоже было. И моя адвокатская профессия пригодилась, так как у меня в практике были и уголовные дела.

- Как вы продвигаете проект?

- Существует сайт, он так и называется «Музейное право» - там можно найти и меня, и моих коллег-единомышленников. Ведутся странички в соцсетях. Так же планирую записывать небольшие вебинары, давать рекомендации в режиме вопрос-ответ.

- Давайте перейдем к основной теме нашей беседы: право музеев на изображения музейных предметов. С чего начнем?

- Давайте начнем с определения музейного предмета. У нас есть Конституция, у нас есть Основы законодательства РФ о культуре 1992 года, у нас есть Федеральный закон об объектах культурного наследия 2002 года и Закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации от 1996 года. Согласно этим законам в музеях у нас находятся культурные ценности. В самих законах определение этого понятия несколько отличается: самое узкое определение в Законе о музейном фонде - там сразу идет привязка к объектам материального мира, тому, что можно потрогать. В тоже время Основы законодательства о культуре более широко и емко раскрывают это понятие - там есть и нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения и так далее.

Особняком стоит понятие культурное наследие, данное в Законе об объектах культурного наследия, которое по своей сути очень близко к понятию культурной ценности, данному в Закон о музейных фондах в РФ и музеях в РФ. Все культурные ценности делятся на две группы: это музейные коллекции и музейные предметы. Итак, понятие «музейный предмет» определяется понятием «культурная ценность». Все, что находится в музее – это объекты культурного наследия, культурные ценности. Все эти термины подходят.

Следующий вопрос: а кто хозяин всего этого? С частными музеями все понятно – там правила определяет собственник. Мы сейчас говорим о федеральной собственности и собственности субъектов Федерации - то, что относится к государственному музейному фонду. Музей - собственник или нет? Музей не собственник. Музейные предметы переданы собственником в лице государства музею в пользование либо в оперативное управление. Закон о музейном фонде гласит, что обязательно нужно прописать пределы и порядок использования музеем изображений тех ценностей, за которые он отвечает.

- Какими документами это регламентируется?

- Обычно, передача прав на использование изображений музейных предметов прописывается либо в Уставе музея, в Положении. Либо государством делегируется музею отдельными указами, а Дирекция музея внутри себя формирует локальный акт. Там прописывается, что музей может делать. Музей, как лицо, уполномоченное государством на выполнение функций, обязан соблюдать законодательство: ст. 53 Основ законодательства о культуре предоставляет право организациям использовать изображение музейных предметов только при наличии разрешения владельца. Данное право влечет обязанность музеев соблюдать указанных закон и выдавать соответствующие разрешения. А статья 36 закона о музейном фонде и музеях в РФ обязывает музеи соблюдать эту норму и выдавать разрешения на использование изображений в коммерческих целях.

Таким образом, выдача разрешений на использование изображений музейных предметов не является капризом музея, а является прямой обязанностью музея, вытекающей из законодательства, чаще всего делегированной собственником (государством) Дирекциям музеев.

- Как третьим лицам получить право на использование изображений?

- Допустим, есть физические или юридические лица, которые говорят: нам нужно сфотографировать или снять видео про вот эту картину. Музей по законодательству обязан выдать разрешение, либо заключить договор. Причем более старое законодательство содержало требование о выдаче разрешения (это 53я статья Основ законодательства о культуре) – она подразумевала обязательное условие, что при использовании изображений объектов культурного наследия нужно обязательное официальное разрешение владельца и изображаемых лиц. Эта норма действует и сейчас. А сегодняшний Закон о музеях указывает, что передавать права на коммерческое использование нужно только в порядке, который устанавливает собственник (кто собственник – мы проговорили), и так же прописано, что тиражирование и иное использование изображения осуществляется только с согласия Дирекции. Чаще всего коммерческое использование – это договор, некоммерческое использование – это просто разрешение.

Есть такое мнение, что, если использование некоммерческое, то можно не брать разрешения. К сожалению, если строго следовать закону, то без разрешения музея нельзя использовать изображение даже в некоммерческих целях.

- Для примера: некто сфотографировал экспонат на телефон, выложил у себя в соцсетях. Он уже нарушил закон?

- Я и мои коллеги, придерживаемся позиции, что да, без разрешения музея выкладывать изображение в социальные сети неправомерно. И дело не в цели музея заработать деньги – музей, как хранитель, как лицо, выполняющее культурные функции, должен понимать, кто будет использовать изображение, каким образом. Когда разрешение дается, в нем прописываются пределы использования изображения.

- Из собственной практики: перед тем, как прийти в музей на съемки, мы пишем официальное письмо – музей в ответ либо спускает служебную записку, либо выписывает журналистскую аккредитацию. Этого достаточно?

- Да. Но вы должны понимать, что, если вы сказали, что собираетесь использовать ваш материал для одного, а стали использовать для другого – футболки с репродукциями печатать, например, это уже будет нарушение.

- Мы в письмах указываем, где и как будет опубликован материал.

- Тогда хорошо. Но помните: как только возникает вопрос коммерческого использования, все понимают, что надо какой-то частью прибыли поделиться. У музеев даже есть тарифы, утвержденные Дирекцией.

- Как соотносятся права музея на изображение предмета и авторское право?

- У музея нет ни права авторства, никаких авторских прав, никаких исключительных прав. То, что делает музей, выдавая разрешение или заключая договор на коммерческое использование – это всего лишь выполнение его обязанностей, предусмотренных законодательством о музеях. Художник нарисовал картину, по истечении 70 лет картина перешла в общественное достояние, исключительные права утрачиваются. Но они никогда и не принадлежали музею. Они принадлежали автору. Поэтому с автором у вас проблем не будет. Но, проблемы с музеем остаются, потому что это другое законодательство и его тоже нужно соблюдать.

Был интересный случай. Музей-заповедник Херсонес Таврический судился по поводу использования изображения сигнального колокола: ответчик без разрешения, без договора использовал изображение в коммерческих целях – на упаковке леденцов. Для этого у музея есть определенный тариф, музей попросил восполнить убытки от несовершенной сделки. Это чисто гражданско-правовые отношения, имущественные. Суды, разбирая этот вопрос, подчеркнули, что ни о каких исключительных правах речь не идет. Ответчик не согласился и решил обжаловать иск в суде по интеллектуальным правам, поскольку считал, что этот вопрос в их компетенции. И суд постановил: объекты культурного наследия не относятся к результатам интеллектуальной деятельности.

- Вероятно, это объясняется тем, что «наследие» — это нечто очень старое, древнее, и автор уже никак интеллектуально в этом процессе не участвует?

- Совершенно верно. Хотя лично мне такой формальный подход не очень близок, потому что те же произведения науки, литературы и искусства строго отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Но смысл истории в чем: музеи не обладают никакими исключительными правами.

Автор и те, кто на этой картине изображены, – это отдельный вопрос. Если автор давно умер, то это общественное достояние. Но, если автор жив, а его произведение находится в музее? Нужно ли к нему идти отдельно договариваться об использовании изображения? Юридически – нужно. Потому что у автора есть исключительные права. В таких случаях, между музеем и автором может быть договор, обуславливающий использование изображений третьими лицами.

Если произведение не перешло в общественное достояние, музей может стать обладателем исключительного права на произведение только на основании соответствующего договора с автором произведения.

- А может же быть еще и третья сторона: например, владелец, коллекционер, который покупает произведение у живого автора и временно предоставляет его в музей, например, на выставку?

- Да, в таких случаях между сторонами заключается договор о пользовании. В идеале музей должен иметь этот договор на руках, чтобы в случае, если кто-то будет просить изображение для некоммерческого использования, то со стороны владельца претензий не было бы. В таком договоре оговариваются условия: бесплатно, за деньги, либо оплата входит в цену билета. А вот, если этой договоренности нет, то могут возникнуть конфликтные ситуации. Владелец подписывает договор с музеем, где прописаны условия. С автором лучше договариваться отдельно.

- Регламентирована ли стоимость разрешения на изображение, есть ли пределы?

- В открытом доступе регламентированных расценок, устанавливаемых Минкультом или правительством, нет. Скорее всего, этот вопрос находится в компетенции музеев. Но наверняка, какие-то документы есть. Это может зависеть еще от регионов. Очень специфический вопрос. Кстати, есть мнение, что музеи не вправе устанавливать плату за съемку в любительских целях, то есть, когда посетитель музея снимает «для себя». Сейчас, с развитием социальных сетей, сложно установить критерий любительской съемки «для себя». Думаю, это можно вынести в отдельную тему для разговора и поделиться как позициями специалистов в этом вопросе, так и практикой судов и прокуратуры.

- Давайте еще раз проговорим алгоритм правильного использования изображений в некоммерческих целях.

- Достаточно вместе с билетом купить разрешение на фото/видеосъемку, такой билет подразумевает право на использование изображения в личных целях. На своей странице публиковать можно. Но! Если ваша личная страница таргетируется, монетизируется, если она открыта для неопределенного круга лиц – то вы уже извлекаете прибыль. Здесь уже нужно получать разрешение и, вполне возможно, оно будет рассматриваться уже как коммерческое использование.

Если вы хотите печатать репродукции на кружках или футболках или издать книгу - нужно заключать договор.

Вы, конечно, можете пойти на риск! Но потом все эти суммы перейдут в убытки, в траты на юристов и штрафы.

#музейноеправо #музейныйюрист #правамузеев #авторскоеправо#правонаизображение #инмузей