Найти тему

Суицид из-за четвёрки?

Учебная пора в самом разгаре. У кого-то уже прошли промежуточные контрольные работы, но в недалёком будущем предстоит ещё и сдача государственной итоговой аттестации. Плюс ко всему, уже сейчас у старшеклассников проводят выпускные проверочные работы, которые, насколько мне известно, не являются обязательной формой аттестации по Закону об образовании. 

Из разговоров, новостной ленты узнаёшь, что некоторые школьники совершают суицид по, казалось бы, самым незначительным поводам: получил оценку "4" вместо "5", поставили "2" за ответ на уроке. Кто-то не придаст этому совершенно никакого значения, а для кого-то оценка обернётся трагедией.

Почему так происходит? И в оценке ли дело? 

В этой статье я освещу реальные причины суицидов школьников, конечно, лежащие не на поверхности. 

1. Деструктивные стили родительского воспитания. 

Деструктивные стили родительского воспитания были исследованы и описаны Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом. Отмечу некоторые из них: игнорирование, воспитание в стиле повышенной моральной ответственности (чрезмерность требований), чрезмерность санкций, эмоциональное отвержение и жестокое обращение или же, напротив, потворствование капризам, когда желания ребёнка ставятся во главу угла и он становится нетерпим к отказам. Данные стили формируют личность, склонную к суициду. 

Так в Санкт-Петербурге отец нашёл в петле свою 12-летнюю дочь. Семья, в которой росла девочка, считалась благополучной. 

По каким критериям у нас многие определяют семейное благополучие? Семья полная, обеспеченная, подросток учится в престижной школе с амбициозными планами директора и строгим спросом учителей, с утра и до обеда ребёнок "образцовых" родителей находятся в основной школе, а потом у него кружок и спортивная секция, вечером - уроки, а ещё родители проводят строгие беседы со своим чадом на тему нежданно - негаданно полученных двойки-тройки, мама - школьная активистка и т.д и т.п. 

Как много требований и как мало чуткости к потребностям ребёнка в таких семьях! От обилия требований рано или поздно может наступить физическое или эмоциональное истощение, на фоне которого любая ситуация (двойка, замечание родителей) может стать спусковым механизмом суицида. 

-2

Требуя от подростка отличной успеваемости, достижений в секциях и школах доп. образования, родители стремятся похвастаться родным и знакомым, какие они идеальные мать и отец, при этом лишая его обычных детских радостей, общения со сверстниками, своей любви и поддержки.

Они способствуют формированию самооценки, тотально зависящей от мнения других, строя его идентичность на достижениях. А когда не получается достичь поставленной цели, получить желаемое, собственная ценность в восприятии этого подростка снижается до нуля - он начинает считать себя никчёмным, жалким, никому ненужным, видеть своё будущее только в мрачных тонах. На это чувство отвержения и самообесценивание накладываются неимоверные напряжение и усталость. Может наступить астенический, а потом и депрессивный синдром с последующим суицидом, если своевременно не обратить внимания на проблему и не пойти к детскому психологу, психиатру.

2. Акцентуации, психические болезни могут стать причиной детского суицида по самому незначительному поводу. Если акцентуацию не скорректировать, она может перейти в расстройство личности (лабильный тип акцентуации - в пограничное расстройство личности, дистимический - в депрессивное, например). 

Наиболее предрасположены к суициду подростки с таким типом акцентуации, как астено-невротический, истерический, дистимический, циклоидный (в фазе снижения настроения). 

Эндогенная депрессия, шизофрения также могут толкнуть подростка к суициду, если своевременно не оказать профессиональную помощь. 

Таким образом, подводя итог, отмечу, что неустроившая оценка - это лишь верхушка айсберга. 

Да, оценка может стать спусковым механизмом суицида, но лишь у личности, в которой родители долгие годы, с раннего детства, формировали нездоровый перфекционизм или исключительность, были глухи к её эмоциональным потребностям, обесценивали простые человеческие радости, отдых называли безделием, а за тройку считали бездарем и грозили санкциями. А также у личности с определенной психической конституцией, опять же находящейся в условиях, способствующих прогрессированию патологических черт. 

Будьте здоровы и берегите своих детей!