После победы в Гражданской войне В. И. Ленин завещал Коммунистической партии и советскому народу: "...будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной Армии, как зеницу ока..."** (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 300.)
В.И.Ленин предполагал о неизбежности большой войны. При этом не исключалось, что противник будет использовать способы ведения войны, запрещенные международным правом, и обосновывалась возможность применения химического оружия против СССР. Поэтому для противостояния противнику, способному применять такое оружие, необходимо было подготовить всё население к отражению химических атак, которые очень высокой эффективности достигали посредством авиационной бомбардировки.
23 января 1927 года был создан ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.
Для выполнения поставленных задач по военной подготовке Осоавиахим имел разветвлённую организационную структуру: Дома обороны, военные уголки, учебные школы, курсы, военно-учебные пункты (ВУПы). Такая организационная форма имела ряд преимуществ для государства.
Во-первых, она позволяла вовлечь в ряды Общества огромное количество граждан Советского Союза; во-вторых, подготовка резервов для армии производилась без отрыва от производства членов общества, которые также сами платили членские взносы; и, в-третьих, допризывная подготовка граждан давала экономию времени при подготовке бойца в Вооружённых Силах: одно дело готовить человека с нуля, и совсем другое, когда в армию приходит человек, владеющий основами боевой подготовки. Членом Осоавиахима мог стать гражданин Советского Союза, достигший возраста 14 лет.
Изобретение такой общественной организации было, бесспорно, выдающейся идеей руководства СССР.
Уже через год существования ОСОАВИАХИМ насчитывал два миллиона человек! и огромное количество специализированных кружков, тиров, стрельбищ, аэро и автомотоклубов. Молодёжь и зрелые люди в массовом порядке приобретали специальности механиков, мотористов, матросов, пилотов, парашютистов, медсестёр, радистов, телеграфистов, телефонистов. Учились водить тракторы и автомобили, стрелять из пистолета, винтовки и пулемёта, постигали основы тактики боя. То есть, как и требовал в своё время Ленин, учились военному делу настоящим образом.
Было бы глубоко неверным полагать ОСОАВИАХИМ только лишь обществом по массовому обучению трудящихся военным знаниям и навыкам. В Центральный совет ОАХ структурно входили различные тематические секции и комитеты, нацеленные на научные разработки с последующим внедрением. И занимались ими не трудящиеся массы, а серьёзные специалисты. Например, в 1933–1935 годах ОСОАВИАХИМ привлёк около трёх тысяч научных работников, которые осуществили 60 исследований, внёс 250 экспериментальных предложений, часть которых была одобрена Наркоматом обороны. Входящий в ОСОАВИАХИМ Комитет по изобретательству в одном лишь 1930 году способствовал реализации 500 рацпредложений… А в 1931-м при ЦС ОСОАВИАХИМа была создана – ни много ни мало – секция ракетных двигателей, положившая начало дороге в космос. Существовал и Стратосферный комитет.
ОСОАВИАХИМ стал колыбелью для нескольких авиационных конструкторских бюро. С лётной школы общества начинали свой путь Александр Яковлев и Олег Антонов.
Воспитанники ОСОАВИАХИМа молодые инженеры Николай Камов и Николай Скржинский создали и испытали первый в стране вертолёт. Кружок планеристов впоследствии дал стране выдающегося конструктора, открывшего космическую эру человечества – Сергея Королёва.
Лозунг «Комсомолец, на самолёт!» нашёл самый живой отклик у молодёжи. И легендарный Валерий Чкалов уже в 23 года был инструктором Осоавиахима, готовил лётчиков.
На самолётах АНТ, сконструированных Андреем Туполевым, советским лётчикам-испытателям покорялись невиданные до тех пор рекордные авиаперелёты, также организованные ОСОАВИАХИМом.
В 1928 году при Научно-исследовательском институте Военно-Воздушных Сил были организованы курсы по подготовке инструкторов парашютного дела. Начальником курсов стал Михаил Алексеевич Савицкий, который знакомил слушателей с историей применения парашютов, методикой их испытания, укладкой. В этом же году инженеру-механику Савицкому поручают организовать производство парашютов. Большой конструкторский вклад Михаил Алексеевич внёс и в разработку отечественных парашютов. Тридцатые годы XX века - это начало развития в СССР массового парашютного спорта. Это годы создания Воздушно-десантных войск, авиационной и парашютной техники, необходимой материально-технической базы, открытия широкой сети аэроклубов, кружков и секций при заводах, учебных заведениях, возведения парашютных вышек в парках культуры и отдыха в городах по всей огромной стране, установления мировых рекордов…
Вместе со становлением и бурным развитием авиации, уже в первый год существования ОСОАВИАХИМа его химико-научно-промышленная секция приложила громадные усилия для увеличения в стране производства азотных и калийных удобрений, для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Создавались и восстанавливались химические лаборатории в вузах, ширились исследования, крепла индустрия.
На стыке 1920–1930-х годов развернулось колхозное строительство. ОСОАВИАХИМ и тут оказался в первых рядах, участвуя в привлечении широких масс к социалистическому переустройству сельского хозяйства, борясь с кулачеством, помогая квалифицированными кадрами. Выступил инициатором движения «Гектары обороны», взяв на себя повышение урожайности за счёт увеличения посевного плана, освоения целинных земель, применения минеральных удобрений и строгого соблюдения агротехнических требований. В свою очередь в колхозах и совхозах образовывались ячейки ОСОАВИАХИМа, что способствовало организации оборонной работы на селе. И когда в 1929 году враждебный Китай напал на границы Советского Союза в районе КВЖД, ОСОАВИАХИМ оперативно создал отряды, в которых прошли военную подготовку десятки тысяч колхозников.
Эти отряды охраняли порядок в пограничной полосе, уничтожали проникшие через границу мелкие банды. Почти две тысячи крестьян, преодолев 50 километров на подводах, приехали в назначенный район и помогли в строительстве аэродромов и посадочных площадок, необходимых воюющим с белокитайцами войскам Красной Армии.
ОСОАВИАХИМ очень верно был назван «приводным ремнём от партии к массам». Партия подвигла рабочих и трудящихся крестьян развернуть соревнование во всех областях строительства и повсеместно. И ОСОАВИАХИМу вновь была доверена «первая скрипка». Основной формой социалистического соревнования стали осоавиахимовские ударные бригады, сочетавшие борьбу за выполнение и перевыполнение производственного плана с оборонной работой. Далее, наряду с бригадами, стали появляться ударные цеха и коммуны имени ОСОАВИАХИМа. Ударные осоавиахимовские бригады возникали и в колхозах. К концу 1933 года в стране насчитывалось 4500 ударных оборонных бригад!
ОСОАВИАХИМ помогал партии готовить молодёжь к службе в армии.
В 1931 году был учреждён обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». А в 1932, для отличников стрелковой подготовки, установлено почётное звание «Ворошиловский стрелок»
Проанализировав итоги советско-финляндской войны, ЦС Осоавиахима пришёл к выводу, что существующая система военного обучения отвечает лишь подготовке узкого специалиста, не способного применять знания и навыки в современном бою. Было принято решение о коренной перестройке системы военного воспитания. Основной смысл её заключался в том, чтобы готовить вообще бойца, а не просто значкиста. Вся учёба должна была быть максимально приближена к условиям реальной боевой обстановки. Постановлением от 23 августа 1940 г. ЦС Осоавиахима принял принципиальное решение о переходе на комплексное обучение осоавиахимовцев. Вместо кружковой системы подготовки стали создаваться группы, команды, отряды. Группа состояла из 10 – 15 человек; команда – не менее 4 групп (40 – 50 человек); отряд – не менее 3 команд и 2 – 3 спецгруппы (150 – 225 человек). Группы создавались по отдельным специальностям (стрелки, всадники и пр.) и по ступеням подготовки (ВС I, ВС II и др.). Команды создавались из однородных групп, а отряды из однородных команд с включением специальных групп (пулемётчиков, телефонистов, мотоциклистов).
Группы и команды создавались при первичных организациях Осоавиахима, отряды – при районных, городских или крупных первичных организациях. Группы, команды, отряды возглавляли командиры запаса. Подбор командира групп и команд производилась из младшего и среднего начальствующего состава запаса, а командиры отрядов – из старшего начальствующего состава запаса. Состав командиров групп утверждался районным советом Осоавиахима, команд и отрядов – райкомами ВКП(б). Занятия проводились без отрыва от производства. Комплектование учебных подразделений производилось только из членов Осоавиахима, одинаковой военной подготовки, физически здоровых и по возрастному состоянию годных к службе в армии. Обучение женщин стрелковому и кавалерийскому делу отменялось. Среди них готовили кадры ПВХО, телефонисток, радисток.
Одной из важнейших задач, поставленных перед Осоавиахимом партией и правительством, являлась подготовка авиационных кадров, полностью соответствующих дальнейшему прохождению службы в ВВС СССР.
Форсированное развитие Осоавиахима началось с весны 1935 г., когда Германия официально сняла с себя версальские ограничения и стала быстро вооружаться.
Вот , что говил по этому поводу Нарком обороны К. Е. Ворошилов: «Такой организации, как Осоавиахим, включающей в себя десяток с лишним миллионов рабочих и крестьян, мир не знает. Наша армия количественно сейчас довольно значительна, но она мала по сравнению с той армией, которая будет воевать. Необходимо, чтобы бойцы и, особенно, командиры, которые во время войны вольются в армию уже теперь, будучи в запасе, в своей военной подготовке возможно меньше отставали от наших кадров. А это отставание в настоящее время прямо угрожающее».
В сложной обстановке середины 1930-х гг. военно-политическое руководство СССР пришло к выводу, что для достойного противодействия будущему противнику в воздухе нужно готовить советскую молодежь в Осоавиахиме для военной авиации.
Комплектование военных лётных школ курсантами осуществлялось со второй половины 1930-х гг. выпускниками аэроклубов Осоавиахима, где они проходили первоначальную летную подготовку на самолетах У-2.
Сначала будущий летчик проходил в аэроклубе теоретический курс, затем – полеты на У-2. Первый самостоятельный полёт обычно осуществлялся после 25 – 30 часов налета с инструктором. В последующем учлет летал 20 часов самостоятельно, выполняя простые задания. Также во время учебы будущие летчики должны были совершить один-два прыжка с парашютом. И надо сказать, что Осоавиахим со своей задачей справился, подготовив к войне около 100 тысяч пилотов.
В военные авиашколы шли люди исключительно после окончания аэроклуба.
Изт биографий лётчиков того времени:
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев до армии прошел курс в аэроклубе на У-2, в армию его призвали 21 сентября 1938 г. Служил красноармейцем, окончил школу младших командиров и был направлен… токарем на рембазу. В конце марта 1940 года, когда в г. Бирма на Дальнем Востоке была открыта военная авиашкола, Евстигнеев был направлен в неё. Школа принимала только тех, кто служил на Дальнем Востоке. Курсантов распределили по группам, звеньям, отрядам и классным отделениям. Занятия проводились в две смены: у одних до обеда теория, а после шести часов – учебные полеты, у других – наоборот.
После выполнения самостоятельных полетов по кругу и в зоне начиналось освоение истребителя И-16. Звено и его боевой порядок в истребительной авиации состояли из трех самолетов, поэтому в школе формировались курсантские тройки. В конце декабря 1940 года обучение окончилось.
Герой Советского Союза Георгий Артурович Баевский, учась в 9-м классе школы, поступил в аэроклуб Осоавиахима Дзержинского района г. Москвы. Аэроклуб он окончил 12 мая 1939 г., пройдя подготовку на учебном У-2.
На следующий год десятикласснику Баевскому пришло сообщение о возможности поступить в военную авиашколу. Служба у него началась 7 мая 1940 г. в Серпуховской военной истребительной авиационной школе. Баевский вспоминал: «С первых же дней нагрузка на нас, курсантов школы, показалась весьма тяжелой. После подъема и зарядки – обязательная строевая подготовка, затем теоретические занятия не менее шести часов, так называемое «свободное время» также использовалось для занятий. Мы добросовестно изучали «Теорию полета» Висленева и Кузьменко, «Аэронавигацию» Кудрявцева и другие учебники, а «Наставление по производству полетов» и «Курс учебно-летной подготовки» знали почти «на зубок». Много времени уделялось изучению истребителя И-15бис и мотора М-25. Большая часть курсантов нашего выпуска завершала предварительный налет отработкой специального элемента «скоростной посадки» на У-2. Самостоятельный вылет на И-15бис предусматривался без инструктора, так как самолетов с двойным управлением – спарок – не было».
Георгий Артурович Баевский
Во время обучения был очень большой отсев: из девяти курсантов летной группы Баевского к полетам на истребителе были допущены всего двое: Георгий Баевский и Павел Палагин.
С целью оперативного руководства аэроклубами 29 июля 1939 г. указом ЦС Осоавиахима в штатах областных советов, имеющих 2 и более аэроклубов, были созданы Отделы Авиации, финансировавшиеся из общего бюджета облсоветов.
В аэроклубы принималась молодёжь обоего пола в возрасте от 17 до 23 лет включительно, имеющая образование не менее 9 классов средней школы. Кандидат проходил медицинское освидетельствование и мандатную комиссию, в которой обязательно присутствовал представитель НКВД.
Основными специальностями, к которым готовили курсантов аэроклубов , являлись: лётчики-инструкторы, авиатехники, пилоты, парашютисты. Помимо теоретической и практической подготовки, в аэроклубах проводилась политическая работа по разъяснению международной обстановки и значении её в деятельности аэроклуба. Практиковали вылеты курсантов в колхозы области с целью ознакомления колхозной молодёжи с авиационным делом
С 25 февраля 1941 г. подготовка летчиков должна была осуществляться последовательно. Первой ступенью являлись военные школы первоначального обучения со сроком обучения в мирное время четыре и в военное время – три месяца (налёт – 30 часов). Эти школы создавались на базе лучших аэроклубов Осоавиахима. Перед войной успели создать 30 таких школ.
Второй ступенью являлись военные школы пилотов боевых самолетов (в мирное время девять, в военное – шесть месяцев).
Третья ступень – военные авиаучилища со сроком обучения два года (или один год во время войны).
Таким образом, весной 1941 года начала формироваться новая система подготовки авиационных кадров, она стала действовать уже во время войны.
Перед войной через ОСОАВИАХИМ прошли до 80 процентов военнослужащих Сухопутных войск и почти весь личный состав авиации..
Отчёт о буднях Брянского аэроклуба Орловского совета ОСОАВИАХИМа в авиационном журнале «Самолёт»
В. И. Ленин сказал: «Мы окружены людьми, классами, правительствами, которые открыто выражают ненависть к нам. Надо помнить, что от всякого нашествия мы всегда на волоске».
1 сентября 1939 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О всеобщей воинской обязанности и полном переводе Вооружённых Сил на кадровое положение». И если в 1938г численность армии составляла 1 миллион 943 тысячи человек, то к началу советско-финляндской войны уже 3,9 миллиона. К тревожному июню 1941г года численность армии и флота была увеличена до 5 миллионов 373 тысяч.
А ОСОАВИАХИМ – относительно скрытый резерв армии – имел в своих рядах 13 миллионов, которых можно было мобилизовать сразу же.!
В июле 1941 на ОСОАВИАХИМ была возложена ещё и организация обязательной всеобщей подготовки населения к противовоздушной обороне. Более 3-х миллионов москвичей прошли в организациях ОСОАВИАХИМа подготовку по ПВХО.
С 1941-1945гг. Московская городская организация ОСОАВИАХИМа подготовила свыше 383 тысячи военных специалистов, в том числе - снайперов - 11233, связистов - 6332, станковых пулеметчиков - 23005, ручных пулеметчиков - 42671, автоматчиков - 33102, минометчиков - 15283, истребителей танков - 12906, бронебойщиков - 668.
Клуб служебного собаководства вырастил, обучил и передал Красной Армии 1825 служебных собак.
Осоавиахимовцы столицы собрали 3 миллиона 350 тысяч рублей денежных средств, на которые была построена колонна танков "КВ" и более 1 миллиона рублей на постройку шести штурмовиков ИЛ-2.
Деятельность Московской городской организации ОСОАВИАХИМа в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена Центральным Советом ОСО, который наградил её переходящим Красным Знаменем, навечно оставленное в столичной организации Общества.
После войны, в 1948, ОСОАВИАХИМ раздробили на три отдельных добровольных общества. Но ненадолго – в 1951 году они были объединены в ДОСААФ, благополучно проработавший ещё сорок лет, имевший сто миллионов человек в своих рядах, тиры, аэроклубы, спортивно-технические секции, свою лотерею и награждённый орденом Ленина.
Фотоальбом «Юрий Алексеевич Гагарин на Брянщине в мае 1966 года»
Уникальные архивные документы о Юрии Алексеевиче Гагарине на сайте Министерства обороны РФ
ОСОАВИАХИМ... Люди старшего поколения нашей страны произносят эту необычную аббревиатуру с особым чувством благодарности. Многим из них в суровые предвоенные годы "Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству" помогло стать крепче, сильнее, выносливее. Помогло Победить врага!
Источник: Статьи : Вклад Осоавиахима в военную подготовку населения.
О подготовке военных летчиков. Из опыта Осоавиахима
Уникальная школа патриотизма и мастерства..
Истрия ОСОАВИАХИМ