Этот текст я позволю себе начать с небольшого журналистского признания: в последнее время очень сложно написать материал, не скатываясь в нытьё и не превращая свою работу в работу древнегреческой плакальщицы: каждый раз, когда садишься за новый текст, перед глазами — чистый лист, а в голове — беспросветная пессимистичная бредятина. Ненароком думаешь: «Господи, лучше бы и в голове была такая же пустота, как в этом вордовском документе».
Пустоту можно заполнить чем-нибудь дельным, а эта мусорка ничего дельного не вмещает — только мусор, как ей и положено. Может, я плохой журналист, а может, просто пессимист. Непонятно, что из этого хуже.
Когда мне прислали альбом на рецензию, я думала, что в ближайшее время мне, по привычке нездорового механизма совладания, снова предстоит бросаться шаблонными формулировками про свет в конце тоннеля и «всё будет хорошо, вы держитесь» — теми самыми, которые приносят страдания и автору текста, и его читателям. Мериться страданиями не будем, но условимся, что лучше не становится никому.
Но вот перед вами материал, в котором нет ни слёз, ни зелёных соплей, ни жалости, и вообще Наруто учил не сдаваться, поэтому и мы не будем. А напомнили мне об этом ребята, с которыми «Портал Субкультура» собирается вас познакомить. Может, и вам они о чём-нибудь напомнят. О чём-нибудь хорошем и агрессивно-оптимистичном.
METAMARIN — группа из солнечного, облачного, дождливого и такого разного Санкт-Петербурга. Они очень талантливые и вообще крутые, но их главную особенность и, если хотите, конкурентное преимущество они сами называют «агрессивным оптимизмом». Талантливых и крутых много, а вот найти среди них тех, кто отлично знает о зле, но верит в добро — как иголку в стоге сена. И мы эту иголку нашли (технически она нашлась сама, но сейчас не об этом).
В конце сентября у METAMARIN вышел дебютный альбом под названием «Паразиты». Он писался целых три года и только в 2022 решил показать себя миру — совсем не такому, к которому его готовили, но альбом вышел умный, поэтому подстроился. И это не фигуральное выражение для красного словца — эпоха наделила новыми смыслами строчки, которые первоначально были совсем о другом.
В «Паразитах» 12 песен о всяком-разном и насущном: о любви, зависимостях, обществе, которое потребляет и ненавидит всё подряд, о людях, которые терпят, терпят, терпят, щитпостят в «Твиттере» о ненависти, потреблении и других терпилах, а когда хотят сделать что-нибудь по-настоящему классное, обнаруживают, что им некогда, да и вообще всё на свете уже сделано без них, и даже сделанное переделано столько раз, что ничего нового изобрести невозможно. А что возможно — терпеть, щитпостить, потреблять и ненавидеть. Оптимизмом пока не пахнет, да?
METAMARIN — иголка, которая колет туда, где больше всего болит, но эта гемоэксфузия — в терапевтических целях. Тексты в «Паразитах» — остроумные, смешные, деконструирующие реальность, но не переворачивающие её вверх тормашками — мир, который мы знаем, всё ещё здесь, всё ещё узнается в каждом знакомом пороке. В этом мире-море можно утонуть, барахтаясь на мелководье, а можно заплыть далеко-далеко, добраться до самого дна и — оттолкнуться.
«Портал Субкультура» поговорила с Андреем — фронтменом METAMARIN. Про оптимизм, экзистенцию в музыке, мемы и шаверму — в нашем интервью.
А альбом послушайте.
— Начну с насущного вопроса. «METAMARIN — песни для агрессивных оптимистов» — это как? Я вот неагрессивный пессимист. Вы мне наваляете?
— Скорее не «для», а «от» агрессивных оптимистов. Мы стараемся верить в лучшее будущее, но настоящее бесит до ужаса, оттого и агрессивные. Пожалуй, про работу с этой агрессией мы и поём.
— Расскажите историю группы. С чего начиналось? Как вы все так удачно собрались, чтобы вместе делать музыку? И почему METAMARIN? Гугл сказал, что метамарин — это БАД, выводящая из тела тяжелые металлы и токсины. В неравном бою сражаетесь с токсичностью и фанатами «Металлики»?
— Раньше у меня была группа «Андрей Док и Соучастники», мы там так же играли мои песни, но постоянно менялся состав, да и я сам не очень понимал, к чему хочу прийти. Но три года назад состав устаканился людьми со схожими взглядами, и стало очевидно, что название абсолютно дебильное. Тогда мы задумались — о чём мы вообще поём, что мы пытаемся донести? И сформулировали концепцию космоса как всеобъемлющего моря смыслов. А мы — его исследователи и покорители в рамках наших незаметно перетекающих из постмодернизма в метамодернизм реалиях.
Так что да, где-то история поиска помнит и БАДы с таким названием, и итальянскую компанию, которая то ли строит, то ли продаёт катера, но для нас значение имеет только тот смысл, который мы в это вкладываем. Хотя с токсинами в мыслях тоже приходится бороться.
— 12 октября вышел альбом «Паразиты». Мы, кстати, его послушали, и нам очень понравилось. Собирались было спросить, что хотел сказать автор, но не будем. В пресс-релизе прочитали: «Новый альбом — сартровское путешествие на экзистенциальное дно, с единственной финальной целью: оттолкнуться от него и выплыть». В альбоме — кото-апокалипсис, Винни-Пух, ступивший на скользкий лёд социальной безответственности, «забери меня в вейп-шоп» и сочная шавуха в качестве эскапизма. Открываем «Тошноту», не видим ни котиков, ни вейп-шопов, закрываем «Тошноту» и идем слушать про Винни-Пуха с единственным возможным вопросом: о чем хотел поговорить автор «Паразитов»?
— Мне очень нравится «Тошнота» своей структурой: бесконечное крещендо бессмысленности, нагнетающееся до самого финала, в котором даётся полноценный катарсис, дарующий свободу. Хотелось повторить в альбоме именно эту структуру незаметного нагнетания, но в своём стиле: когда ты не замечаешь, в какой момент смех превращается в слёзы. Да и общая тема, в целом, близкая: принятие окружающей реальности в разных её аспектах через боль и юмор.
Но тут дисклеймер: так как одну из песен не пропустили на площадки из-за того, какое нынче время, полностью прочувствовать момент падения на «дно» можно только в YouTube-версии, ну либо получив доступ к альбому на Boosty. К сожалению, пока что так.
— Меня больше всего порадовали «Jайца». «Всё можно понять, всё можно простить, всё можно стерпеть, но тебе с этим жить, и если цель жизни — ядерный кратер, то не ты императору нужен, а психиатр» — ставим лайк за остроумие. Здесь действительно повесточка, или к политическим событиям песня не имеет отношения? На октябрь 2022 звучит и слушается очень остросоциально.
— Самое смешное, что когда я начинал сочинять эту песню много лет назад, она реально была про одних моих знакомых в токсичных отношениях. Но где-то на середине работы мне показалось, что мне что-то другое это всё напоминает… А потом, когда этот трек был уже на сведении, я услышал песню Anacondaz «Уходи» и понял, что не мне одному.
Мы писали альбом целых 3 года, и в конце 2019 уже были готовы все демки. Работа над финальными записями шла медленно, и сначала я опасался, что к релизу некоторые песни уже будут не очень актуальными, а теперь хочется, чтобы они перестали таковыми быть как можно скорее.
— Извините, не могу не спросить. Как думаете, когда настанет момент, в котором у нас всех будут jайца? Долго еще растить?
— Делать такие прогнозы так же сложно и неблагодарно, как попытаться предсказать погоду в Питере: однажды точно будет и дождь, и солнце, но когда именно — даже за 15 минут «до» сказать сложно.
Но работа по осознанию и отращиванию в любом случае предстоит ещё большая. Как можете наблюдать по формулировкам, мне в том числе.
— Про экзистенциализм хочется поговорить. Вам, наверное, тоже, потому что иначе заглавную «Паразиты» и «Submarin» вы бы не написали. Первая — про экзистенциальный кризис, вторая — про тернистый, заваленный бытовухой путь к мечте. Вы на собственном опыте об этом писали? Если да, к каким выводам пришли?
— Да, вы очень точно подметили, это особенно важные для меня песни. Я довольно тревожный и мечтательный человек, и с такой смесью качеств бывает сложно примириться со многими вещами, на которые ты прямого влияния не оказываешь — от необходимости поддерживать своё физическое существование до исторического времени, в которое ты родился. Наверное, с этим сталкиваются многие авторы, которые не могут не творить. Но мне кажется фатально важным принять эти вещи в том виде, в каком они существуют, не уходя в их отрицание или игнорирование. Если в комнате насрано — не стоит закрывать на это глаза или биться в истерике, нужно понять, где насрано, убрать и подумать, как сделать так, чтобы здесь больше не гадили.
— Совмещать серьезные темы с шутейками и мемасами — тяжело?
— Нет, это естественный образ моего мышления.
— Лирика какой песни далась сложнее всего? Какую рекомендуем послушать всем читателям «Портала Субкультура», а какую отправляем в космос?
— Я редко из себя что-то прямо выдавливаю: обычно из меня в записную книжку натурально изливаются полотна рефлексии, которые я потом годами полирую, убираю лишнее и меняю кринжовые и глупые места на чуть более красивые и точные. Наверное, «Сон» пережил больше всего трансформаций, потому что в его основе лежит стих, который я написал ещё в старших классах, а потом годами переписывал в попытке понять, что же мне на самом деле хочется вложить в эту тогда ещё абстрактную концепцию, которая мне почему-то так нравятся.
Всем послушать я рекомендую «Феникс», потому что в тёмное время нужно искать свет всеми возможными способами.
А в космос пусть отправляется «О важном» — слов инопланетяне всё равно не поймут, но хотя бы почиллят.
— В «Паразитах» есть отдельная дорожка под названием «минута тишины для размышлений». И там действительно минута — не гробовой тишины (потому что минута не для траурного молчания, а для размышлений), но меланхоличной ненавязчивой, почти космической музыки. Не помню, чтобы я когда-то видела такую фишку у кого-нибудь еще. Во-первых, очень крутая задумка, во-вторых, зачем и почему?
— Спасибо! Здесь нет никакого секрета — эта минута действительно для того, чтобы побудить человека после прослушивания альбома посидеть и задуматься о том, что же он только что услышал. В этом и есть переход к метамодерну — мы начинаем называть вещи своими именами. Надеюсь, однажды и в нашей реальности это будет возможно.
— Заключительный и очень важный вопрос. «Если в жизни не везёт и в любви непруха, знай, тебя всегда спасет сочная шавуха» — с чем брать шавуху, чтобы точно помогло? Рубрика «совет от знатоков».
— С тем, что ты любишь. Никакие другие советы не помогут.
Понравился материал? Подписывайся на канал!