Завладеть вниманием пользователя и привлечь его на сайт не так сложно. В арсенале маркетологов есть много онлайн- и офлайн-инструментов, которые хорошо справляются в этими задачами. Гораздо сложнее — удержать посетителя и довести его до покупки.
Современному интернет-пользователю важно получать любую информацию быстро и в максимально доступной форме. Если во время знакомства с сайтом посетитель не нашел ответ на свой запрос и не понял ценности продукта, — он пойдет искать это у конкурентов. Избежать этого поможет качественный онбординг. Что это такое и какие инструменты онбординга существуют, — рассказываем в этой статье.
Что такое онбординг, кому и зачем он нужен
Онбординг (от английского onboarding — адаптация) — это процесс знакомства пользователя с сайтом. Его главные задачи — вовлечение, обучение и удержание посетителей.
Онбординг необходим в первую очередь сложным сервисам и продуктам, для изучения которых нужно много времени и усилий. Примеры таких сайтов — рекламная платформа, сервис подбора недвижимости, графический редактор. Если у вас простой продукт, онбординг тоже будет полезен — с его помощью вы расскажете клиентам о своих преимуществах и ценностях, поможете сориентироваться в ассортименте товаров или услуг.
Далее расскажем, какие инструменты онбординга можно использовать независимо от вида и масштаба бизнеса.
Интерактивный тур по продукту
Это маст хэв на сайтах сложных продуктов. Он помогает посетителю быстрее сориентироваться в функциях, изучить интерфейс, научиться пользоваться сайтом. Интерактивный тур можно реализовать в виде обучающих экранов с инструкциями, всплывающих подсказок, свайпов (они используются преимущественно в мобильных приложениях). Первый вариант — самый бюджетный и простой в разработке. Он подойдет и небольшому IT-стартапу, и магазину брендовой одежды, который хочет научить аудиторию собирать стильные образы, пользуясь фильтрами каталога.
Интерактивный тур, как правило, запускается сразу после регистрации на сайте. Этот инструмент быстро вовлекает во взаимодействие, когда пользователь еще максимально заинтересован в продукте. Поэтому интерактивные туры часто используют как первую линию онбординга.
Welcome email, или приветственное письмо
Такую рассылку можно отправить пользователям, которые зарегистрировались и оставили контакты на сайте. Содержание письма зависит от специфики бизнеса, аудитории и поставленных целей. Например, welcome email простого продукта может содержать только приветствие и краткую презентацию компании. Его основная цель — запомниться, расположить, вызвать доверие у нового пользователя.
Приветственное письмо от сложного сервиса аналитики или сайта-агрегатора будет выглядеть совершенно иначе. Его задача — проинструктировать пользователя, помочь сориентироваться в продукте, провести по этапам настройки интерфейса и так далее. Чаще всего для онбординга в сложных продуктах недостаточно одного приветственного имейла — нужно создавать цепочку писем.
Пустые страницы
Как ни странно, пустой экран — хорошая стартовая точка для онбординга. Их активно используют создатели сервисов и мобильных приложений.
Как работают пустые экраны? Когда пользователь регистрируется на сайте, он попадает на пустую страницу с надписью вроде «У вас пока нет завершенных проектов. Нажмите сюда, чтобы начать работу». Или «У вас еще нет постов. Кликните на значок камеры, чтобы сделать фото» — примерно такое сообщение видят новые пользователи Instagram* (соцсеть принадлежит компании Meta, которая запрещена в России). Люди на подсознательном уровне хотят заполнить эту пустоту, поэтому с большой охотой следуют подсказкам — и вовлекаются во взаимодействие с сайтом.
Чем дополнить онбординг?
Онбординг — это важный этап знакомства пользователя с сайтом. Но нужно понимать, что даже после серии писем и обучающего видео у клиентов могут оставаться вопросы, — это нормально. Если вы хорошо подготовите свой сайт, то сможете их обработать и превратить потенциальных клиентов в реальных.
Дайте возможность посетителям быстро выяснить непонятные моменты. Разместите на сайте всплывающее окно онлайн-чата, ссылки на соцсети и мессенджеры, форму обратной связи. Установите виджет обратного звонка Calltouch — с его помощью пользователь сможет заказать звонок оператора в удобное время и получить ответ на свой вопрос менее, чем за 1 минуту. Такое простое решение повышает конверсию сайта на 30%. Это особенно ценно для компаний, которые запускают онбординг до того, как потенциальный клиент что-то купил.
Чтобы грамотно настроить онбординг проанализируйте целевую аудиторию и ценность своего продукта. Вы должны четко понимать, чего посетители хотят и с какими сложностями сталкиваются. Поняв, по какому пути проходит новый пользователь, вы найдете оптимальные способы ему помочь.