Согласно одной из популярных теорий заговора, золото, которым США заплатили России за Аляску, утонуло в Балтийском море, не доплыв до Санкт-Петербурга. Единственная правда в этой истории заключается в том, что Россия вообще не получила никакого золота.
Согласно легенде, после завершения сделки по продаже российских территорий Аляски Соединенным Штатам Россия получила 7 миллионов долларов. Из них 1,5 миллиона отправились в банк (в Лондоне) для конвертации, а остальные 5,5 миллиона якобы были отправлены в виде золота из Лондона в Санкт-Петербург. В начале июля 1868 года золото было погружено на судно Orkney. 16 июля 1868 года "Оркней" затонул, не дойдя до Санкт-Петербурга. Чтобы избежать выплаты компенсации за пропавший ценный груз, страховая компания быстро объявила о банкротстве. Поэтому Россия не получает денег - согласно легенде.
Во-первых, хотя корабль с названием "Оркней" действительно существовал в 1868 году, в том году он направлялся в Южную Америку, понимает американская писательница Бонни Лошбо. После 1868 года судно продолжало плавать, упоминается в реестре 1871 года и т.д. Поэтому вся эта история, скорее всего, выдумка.
Но правда в том, что Россия никогда не получала этого большого количества золота. Более того, по логике вещей, это было бы крайне сложно и опасно. В 1867 году 7,2 миллиона долларов составляли более 11 миллионов рублей (для сравнения, в то время годовой бюджет российского Морского министерства составлял около 15 миллионов рублей). Поэтому вместо того, чтобы переправлять золото из США или других стран, Россия решила потратить деньги за границей - она отчаянно нуждалась в американском оборудовании для своих новых железных дорог.
Исследователь Александр Петров нашел документ, датируемый второй половиной 1868 года. Это доказывает, что действительно большая часть денег, заплаченных за Аляску, была потрачена на железные дороги. "Получена сумма в 11 362 481 рубль 94 копейки, причитающаяся Соединенным Штатам за уступленные им русские владения в Северной Америке. Из них 10 972 238 рублей 4 копейки было потрачено за границей на приобретение деталей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. Оставшиеся 390 243 рубля 90 копеек были получены наличными".
Так что в итоге Российская империя получила деньги, но 390 000 рублей были суммой, которую легко можно было унести в чемодане без использования специальных кораблей - кроме, конечно, кораблей, которые позже доставили в Россию железнодорожные машины.