Здравствуйте!
Пересматривая архив фотографий и видео из путешествий 2022 года, я добралась до фотографии мемориальной доски и коротенькой видеозаписи, сделанной в Иркутске, на улице Карла Либкнехта.
Это двухэтажный деревянный дом, каких в Иркутске, к слову сказать, сохранилось много. И в хорошем состоянии. Настолько хорошем, что в этих домах (а им более 100 лет!) до сих пор живут люди.
Дом Михаила Миля
Так вот, вернёмся к дому, стоящему на улице К. Либкнехта, 5. Сейчас это жилой дом. А в начале XX века был доходным. Как сообщает мемориальная доска, в этом доме родился и провёл своё детство конструктор знаменитых на весь мир вертолётов «Ми» - Михаил Леонтьевич Миль. Его семья снимала небольшую квартиру.
Он родился в 1909 году, и в книге метрических записей Иркутской синагоги сохранилась запись о его родителях:
"Родители — Иркутский 2-й гильдии купец Сруль Шмулев Миль, жена его первого брака Малка Хаимовна, урожденная Шейнерман. Ребенку, после совершения обряда обрезания, дано имя Моисей".
После революции в семье решено было взять русские имена. Будущий конструктор стал Михаилом.
Его отец, Леонтий Самойлович, служил на железной дороге. Мама, Мария Ефимовна, работала зубным врачом. Была отличным музыкантом и признанной в городе красавицей.
Маленький Миша впервые увидел самолёт в Иркутске, и буквально «заболел» небом и авиацией. Учась в школе, посещал авиамодельный кружок. В 12-летнем возрасте был даже отправлен на конкурс в Томский университете с одной из своих моделей. И занял I место!
А вот поучиться в Томском университете ему удалось недолго, хотя он был в числе самых одарённых и успешных студентов. Один из сокурсников (скорее всего, из зависти) сделал донос о том, что в семье Милей сидят на стульях с мягкими сиденьями. А это – не по-пролетарски! У Милей, и правда, в квартире стояли мягкие стулья. Родители студента неплохо зарабатывали и могли себе позволить это. Но вот студенту продолжать обучение не было позволено. Исключили.
Михаил Миль после исключения работал на заводе, а потом поступил в Новочеркасский институт – уже как пролетарий.
В последний перед отъездом вечер мы разговорились с хозяйкой квартиры в Иркутске, где мы останавливались. И она рассказала, что в Иркутске родился и жил не только создатель вертолётов «Ми», но и создатель вертолётов «Ка», Николай Ильич Камов. Причём совсем недалеко, на параллельной улице!
К сожалению, дом Камова своими глазами нам увидеть не удалось: следующим утром мы уже уезжали.
Но такое совпадение заставило меня поискать больше информации об этих людях. Надо же! Основатели ведущих российских вертолётных конструкторских бюро росли буквально по соседству друг с другом!
Камов и Миль жили в Иркутске на соседних улицах, но познакомились только спустя многие годы, в Москве
Николай Ильич Камов родился семью годами раньше Михаила Миля (поэтому, видимо, и не были знакомы в детстве). Отец Камова был директором коммерческого училища, человеком образованным, «передовых взглядов», «сочувствующим революции». Благодаря этому «сочувствию» Николаю Камову удалось поступить в Томский университет в неполные 16 лет и успешно его окончить. Несмотря на то что семья была состоятельной.
Увлекшийся авиацией в детстве, после окончания университета Н. Камов уехал в Москву. Конечно, он мечтал стать лётчиком, но из-за врождённой травмы руки не прошёл медкомиссию. И решил, что если не суждено летать, то будет строить самолёты.
В Москве ему довелось поработать на нескольких авиастроительных предприятиях. А свободное время Камов посвящал разработке винтокрылой машины – автожира. Так назывались в те годы предшественники современных вертолётов.
В это же время в Новочеркасске земляк Камова студент М. Миль тоже продумывает создание автожира. Идёт, так сказать, параллельным курсом. И, после того как в 1929 году Н. Камов испытал свой первый автожир и об этом сообщили газеты, новочеркасский студент написал ему письмо. Рассказал, что тоже «занимается теорией автожиров», и очень хотел бы работать вместе с Камовым. Николай Ильич пригласил Михаила в Москву.
Вначале – единомышленники и друзья, позже – конкуренты
До конца Великой Отечественной войны иркутяне и работали вместе, и дружили семьями. Но в послевоенные годы у них возникли разногласия по поводу того, какому принципу устройства винтов отдать предпочтение.
Н. Камов, более старший и опытный, был за конструкции с двумя винтами, вращающимися в разные стороны. А М. Миль считал более приемлемой одновинтовую схему.
И так случилось, что в правительстве сперва поддержали именно модель Миля – как более надёжную. И вскоре уже у Миля появилось конструкторское бюро, которое стало соперничать с КБ Николая Камова.
Миль первым получил Ленинскую премию, Камов – чуть позже.
Вертолёты Н. Камова со временем тоже были оценены по достоинству. В равнинной местности и над морями они были более надёжны. А вертолёты Миля лучше вели себя в предгорьях и горах.
Вертолёты обоих конструкторов поставили множество мировых рекордов. Не раз признавались лучшими в мире в своих классах. Оба иркутянина стали докторами технических наук, лауреатами Государственных премий, генеральными конструкторами и Героями Социалистического труда. А родились и выросли в домах, между которыми расстояние – полкилометра… Такой вот подарок всему миру сделал сибирский город Иркутск.
Спасибо за внимание к статье! Буду рада видеть вас снова на моём блоге.
Здоровья всем!
#иркутск
#камов и миль
#самостоятельные_путешествия
#вертолеты
#деревенская_путешественница