Найти в Дзене

Роскошный подарок Иркутска всему миру: два гениальных авиаконструктора-соседа

Оглавление

Здравствуйте!

Пересматривая архив фотографий и видео из путешествий 2022 года, я добралась до фотографии мемориальной доски и коротенькой видеозаписи, сделанной в Иркутске, на улице Карла Либкнехта.

Это двухэтажный деревянный дом, каких в Иркутске, к слову сказать, сохранилось много. И в хорошем состоянии. Настолько хорошем, что в этих домах (а им более 100 лет!) до сих пор живут люди.

Дом Михаила Миля

Так вот, вернёмся к дому, стоящему на улице К. Либкнехта, 5. Сейчас это жилой дом. А в начале XX века был доходным. Как сообщает мемориальная доска, в этом доме родился и провёл своё детство конструктор знаменитых на весь мир вертолётов «Ми» - Михаил Леонтьевич Миль. Его семья снимала небольшую квартиру.

Мемориальная доска на доме М. Миля. Фото автора.2022 г.
Мемориальная доска на доме М. Миля. Фото автора.2022 г.

Он родился в 1909 году, и в книге метрических записей Иркутской синагоги сохранилась запись о его родителях:

"Родители — Иркутский 2-й гильдии купец Сруль Шмулев Миль, жена его первого брака Малка Хаимовна, урожденная Шейнерман. Ребенку, после совершения обряда обрезания, дано имя Моисей".

Иркутская синагога. Фото автора. 2022 г.
Иркутская синагога. Фото автора. 2022 г.

После революции в семье решено было взять русские имена. Будущий конструктор стал Михаилом.

Его отец, Леонтий Самойлович, служил на железной дороге. Мама, Мария Ефимовна, работала зубным врачом. Была отличным музыкантом и признанной в городе красавицей.

Маленький Миша впервые увидел самолёт в Иркутске, и буквально «заболел» небом и авиацией. Учась в школе, посещал авиамодельный кружок. В 12-летнем возрасте был даже отправлен на конкурс в Томский университете с одной из своих моделей. И занял I место!

А вот поучиться в Томском университете ему удалось недолго, хотя он был в числе самых одарённых и успешных студентов. Один из сокурсников (скорее всего, из зависти) сделал донос о том, что в семье Милей сидят на стульях с мягкими сиденьями. А это – не по-пролетарски! У Милей, и правда, в квартире стояли мягкие стулья. Родители студента неплохо зарабатывали и могли себе позволить это. Но вот студенту продолжать обучение не было позволено. Исключили.

Михаил Миль после исключения работал на заводе, а потом поступил в Новочеркасский институт – уже как пролетарий.

В последний перед отъездом вечер мы разговорились с хозяйкой квартиры в Иркутске, где мы останавливались. И она рассказала, что в Иркутске родился и жил не только создатель вертолётов «Ми», но и создатель вертолётов «Ка», Николай Ильич Камов. Причём совсем недалеко, на параллельной улице!

К сожалению, дом Камова своими глазами нам увидеть не удалось: следующим утром мы уже уезжали.

Но такое совпадение заставило меня поискать больше информации об этих людях. Надо же! Основатели ведущих российских вертолётных конструкторских бюро росли буквально по соседству друг с другом!

Камов и Миль жили в Иркутске на соседних улицах, но познакомились только спустя многие годы, в Москве

Николай Ильич Камов родился семью годами раньше Михаила Миля (поэтому, видимо, и не были знакомы в детстве). Отец Камова был директором коммерческого училища, человеком образованным, «передовых взглядов», «сочувствующим революции». Благодаря этому «сочувствию» Николаю Камову удалось поступить в Томский университет в неполные 16 лет и успешно его окончить. Несмотря на то что семья была состоятельной.

Николай Ильич камов. Фото из открытых источников.
Николай Ильич камов. Фото из открытых источников.

Увлекшийся авиацией в детстве, после окончания университета Н. Камов уехал в Москву. Конечно, он мечтал стать лётчиком, но из-за врождённой травмы руки не прошёл медкомиссию. И решил, что если не суждено летать, то будет строить самолёты.

В Москве ему довелось поработать на нескольких авиастроительных предприятиях. А свободное время Камов посвящал разработке винтокрылой машины – автожира. Так назывались в те годы предшественники современных вертолётов.

В это же время в Новочеркасске земляк Камова студент М. Миль тоже продумывает создание автожира. Идёт, так сказать, параллельным курсом. И, после того как в 1929 году Н. Камов испытал свой первый автожир и об этом сообщили газеты, новочеркасский студент написал ему письмо. Рассказал, что тоже «занимается теорией автожиров», и очень хотел бы работать вместе с Камовым. Николай Ильич пригласил Михаила в Москву.

Вначале – единомышленники и друзья, позже – конкуренты

До конца Великой Отечественной войны иркутяне и работали вместе, и дружили семьями. Но в послевоенные годы у них возникли разногласия по поводу того, какому принципу устройства винтов отдать предпочтение.

Н. Камов, более старший и опытный, был за конструкции с двумя винтами, вращающимися в разные стороны. А М. Миль считал более приемлемой одновинтовую схему.

И так случилось, что в правительстве сперва поддержали именно модель Миля – как более надёжную. И вскоре уже у Миля появилось конструкторское бюро, которое стало соперничать с КБ Николая Камова.

Михаил Леонтьевич Миль. Фото из открытых источников
Михаил Леонтьевич Миль. Фото из открытых источников

Миль первым получил Ленинскую премию, Камов – чуть позже.

Вертолёты Н. Камова со временем тоже были оценены по достоинству. В равнинной местности и над морями они были более надёжны. А вертолёты Миля лучше вели себя в предгорьях и горах.

Вертолёты обоих конструкторов поставили множество мировых рекордов. Не раз признавались лучшими в мире в своих классах. Оба иркутянина стали докторами технических наук, лауреатами Государственных премий, генеральными конструкторами и Героями Социалистического труда. А родились и выросли в домах, между которыми расстояние – полкилометра… Такой вот подарок всему миру сделал сибирский город Иркутск.

Спасибо за внимание к статье! Буду рада видеть вас снова на моём блоге.

Здоровья всем!

#иркутск

#камов и миль

#самостоятельные_путешествия

#вертолеты

#деревенская_путешественница