Интервью – самый популярный жанр СМИ, претерпевший наибольшие изменения в своем формате. Встречи по зуму, телефонные разговоры или совсем сухие ответы на вопросы в WhatsApp — люди будто совсем перестали нуждаться в живом общении. Интервью окончательно станет цифровым или еще есть надежда на личные встречи? Экспертом в этом вопросе стала журналист-интервьюер газеты «Известия» Наталья Полянская.
- Начало вашего пути в журналистике выпало в самый разгар популярности интервью. Появление подкастов, множество журналистов, работающих в этом жанре. Помните ли вы свое отношение к этой новой тенденции?
- В университете, где учусь, есть предмет «Профессиональные творческие студии», ведёт его Валерий Викторович Выжутович (журналист «Российской газеты», писатель). Отвечая на этот вопрос, сначала хочу согласиться с его мнением о том, что интервьюеры – это те люди, которые должны раскрыть своего собеседника. Сейчас журналисты кичатся собой, а героя интервью ставят на второй план. Я же всегда хотела быть интервьюером. Эта профессия дает возможность общаться с разными интересными людьми, налаживать связи и расширяет кругозор.
- То есть вы видите больше плюсов в возросшей популярности жанра интервью?
- На мой взгляд, он не стал популярнее, но нельзя не заметить, что появилась большая конкуренция среди интервьюеров. Большинство думает, что легко и просто найти героя, аудиторию. Людям кажется, что сделать интервью проще, чем организовать масштабный репортаж или снять фильм.
- Приходилось ли вам брать интервью в таком «легком» формате, с помощью конференции в Zoom или телефонного разговора?
- Да, во время стажировки в журнале «TopBeauty» моими основными задачами было составление базы людей в сфере моды и красоты, а затем по указанию продюсеров я писала выбранным героям вопросы для интервью в мессенджерах. Позже они письменно отвечали на них и из полученной информации я составляла текст для публикации.
- Можете выделить плюсы и минусы таких интервью?
- Основные плюсы в том, что не нужно тратить время на саму встречу, подстраиваться, переводить видео-формат в текст или наоборот. Но мне это не нравится. Я за живое общение, или хотя бы звонок по Зуму, потому что ответы на «телефонных» интервью получаются сухими, в них нет эмоций и вовлеченности в процесс.
- Советский филолог и журналист Александр Тертычный выделяет среди видов интервью информационное, аналитическое, блиц-опрос, вопрос — ответ, аналитический опрос и беседу. Считаете ли вы целесообразным обозначить интервью с использованием новых технологий как отдельный жанр?
- Я думаю, стоит. Ведь сразу видно, как было сделано интервью. Либо это собранные текстовые ответы на вопросы или с интервьюируемым был проведен хоть какой-то онлайн разговор. Это легко определить по вопросам журналиста и ответам героя. Ввести отдельный жанр «диджитал» интервью кажется хорошей идеей, потому что разница в сборе и подаче информации большая.
- Еще обращусь к работе одного журналиста. Владимир Амиров в научной статье «Интервью: от классического жанра к современным форматам» пишет, что современные интервью отличаются широким кругом тем и большей независимостью. Но создаётся такое ощущением, что в последнее время медиапродукты все чаще создаются на потребу зрителю или зависят от диктата рекламных контрактов. Вам не кажется, что в таких условиях журналист больше зависим от аудитории и новых источников влияния в виде рекламы?
- В плане журналистской деятельности свободы нигде нет. Когда ты работаешь в редакции у тебя абсолютно нет свободы выбора, мысли. Приходит ТЗ, и ты в определенное время едешь к определенному человеку, который уже договорился с редакцией отвечать на ряд вопросов. Никого не волнует заинтересована в этом аудитория или нет. В интервью, которые мне поручали, было запрещено отходить от обговорённых вопросов, задавать дополнительные или уточняющие. Была бы свобода творчества – было бы намного интереснее. В этом было бы больше жизни и возможности проявить себя.
- Если заглянуть в будущее развитие интервью, какой вы видите трансформацию жанра через 10 лет?
- Очень жаль, но, на мой взгляд, мы полностью уйдем в «диджитал» интервью. У людей все меньше времени на разглагольствования по поводу заданных тем или проблем, каждый заинтересован в себе. По моему опыту, большинству интереснее говорить и слушать о своей персоне, а когда ты приезжаешь к человеку с проблемой, то он не так восприимчив. Через 10 лет мы будем сидеть в менеджерах, пересылать друг другу вопросы, ответы на них, а потом копипастить это в ворд, редактировать и заливать на сайт. Да и сами сайты будут уже не актуальны. Нас ждет эра технологий и текстовых сообщений.