Продолжаем публикации цикла «Благодарная Россия — своим защитникам», в котором мы рассказываем о губерниях, пожертвовавших средства на сооружение этого монумента. Именно в этих шестнадцати губерниях в 1812 году было созвано народное ополчение.
Сегодня - Тверская губерния.
Герб старинной Твери – один из древнейших в русской геральдике. Известен он ещё со времён Ивана Грозного. А изображённая на нём княжеская шапка, лежащая на троне, ясно говорит о былой славе этого прежнего соперника Москвы за главенство на Руси.
К началу XIX века, впрочем, Тверь стала тихим губернским городом, лежащим на дороге между двумя столицами – Санкт-Петербургом и Москвой. В 1809 году тверским, ярославским и новгородским генерал-губернатором назначается принц Георгий Ольденбургский, женатый на любимой сестре императора Александра I, Екатерине Павловне. Переехав в Тверь, великая княгиня, ярая противница мира с Наполеоном, создала там салон, завсегдатаями которого стали многие известные деятели культуры, включая Николая Карамзина, а с началом Отечественной войны организовала в Твери госпиталь и сформировала за свой счёт из крестьян своих имений егерский батальон численностью более 900 человек, ставший первым ополченским формированием Отечественной войны.
В июле 1812 года по императорскому манифесту Тверь вошла в состав I округа, где немедленно следовало начать формирование губернского ополчения. Тверское дворянство постановило собрать по 1 человеку с 25 ревизских душ, а всего 13 тысяч ратников. При поддержке генерал-губернатора почти половину из них удалось снабдить присланными из Санкт-Петербурга ружьями. Возглавил Тверское ополчение герой Итальянского похода Суворова, отставной генерал-лейтенант Яков Тыртов, а в командиры одного из полков вызвался популярный драматург, руководитель петербургских театров князь Александр Шаховской. Наконец, помимо губернского ополчения и батальона Екатерины Павловны, в сентябре 1812 года по императорскому указу из ямщиков, живших по столичному тракту, был сформирован Тверской-Ямской казачий полк, приданный, вместе с тверскими конными ополченцами, партизанскому отряду Фердинанда Винцингероде, действовавшему между Тверью и Москвой.
На этих же рубежах для охраны границ губернии и отражения неприятельских мародёров было размещено и Тверское ополчение. При этом опасения, что, заняв Москву, Наполеон двинется на Санкт-Петербург, вынудили правительство к эвакуации части учреждений из Твери в Ярославль и сделали задачу отряда Винцингероде и тверских ополченцев особо ответственной. Но опасения оказались ложными, и в октябре 1812 года именно тверской полк Шаховского, среди первых русских частей занявший Москву, поддерживал там порядок до прибытия Владимирского ополчения, которому поручена была задача. В свою очередь, Тверское ополчение было направлено вслед за преследующей неприятеля действующей армией для охраны её тылов, понеся сильные потери из-за начавшейся эпидемии – почти половина ополченцев вышла из строя больными, а около 2 тысяч скончалось. В начале 1813 года Тверское ополчение было размещено для охраны порядка в занятой русскими войсками Восточной Пруссии (современная Калининградская область), а в начале 1814 года распущено по домам.
Иной была судьба других тверских ополченцев. Тверской-Ямской казачий полк, включённый в состав действующей армии, прошёл с ней в ходе Заграничных походов всю Германию и Францию, где «действовал с отличною храбростию» и «ознаменовал себя усердием и ревностию к службе». Рядом с регулярными пехотными полками прошёл эти кампании и егерский батальон Екатерины Павловны, отличившись при Дрездене, Кульме и Лейпциге. В конце 1814 года оба они также были расформированы.
Материал: мл.научного сотрудника Д.О. Шарова.