Мы наконец добрались до самого интересного "подрядчика" на строительство балтийских "Новиков". Мюльграбенская верфь в Риге была подставным лицом немецкой фирмы "Шихау".
23 марта 1913 г. с управляющим этой "верфью" (которой еще не существовало в природе) К. Иессеном был заключен контракт на постройку девяти эскадренных миноносцев типа «Новик» для Балтийского моря: «Гогланд», «Гренгам», «Кульм», «Патрас», «Стирсудден», «Смоленск», «Тенедес», «Хиос», «Рымник». Вы слышали о "Новиках" с этими именами? Я тоже. Нет ничего удивительного.
В соответствии с контрактом несуществующая верфь в качестве аванса получила первый платеж в сумме 3 млн. 375 тыс. руб.
Тем временем К. Иессен приобрел в окрестности Риги на правом берегу р. Западной Двины у Мюльграбенского протока (Милгравский канал) обширный участок и получил разрешение на строительство верфи. Директор строительных работ К. Кинаппель и весь персонал инженеров и мастеров были полностью приглашены с верфи «Шихау» в Эльбинге. Но сумма на аренду земли была небольшой. Основная сумма ушла в Германию (под видом заказа оборудования).
Только в апреле 1914 г. Лифляндское губернское правление выдало К. Иессену официальное разрешение и свидетельство на право открытия нового судостроительного предприятия — Мюльграбенской верфи. До войны оставалось 3 месяца.
Самое интересное, что изначально планировалось строить на этой верфи полудивизион (4 эсминца) и два "лидера" (флагманских эсминца). Для увеличения суммы аванса (через немецкое лобби) удалось "продавить" дополнительный заказ.
Конструкторскую документацию для строительства эсминцев фирма «Шихау» разрабатывала небрежно, не выполняя требований технических условий на проектирование. По-видимому, если бы корабли Мюльграбенской верфи были построены, то «новики» не смогли бы удержать за собой звания лучших эскадренных миноносцев в мире.
Более того, фирма «Шихау» обязалась также в короткие сроки построить на своих верфях в Германии два легких крейсера типа «Адмирал Невельской" (за них тоже был выплачен аванс). В общем, началась война, а, работы на всех 4 стапелях велись крайне медленно.
В январе 1916 г. вопрос о Мюльграбенской верфи рассматривался на Совещании по судостроению. В связи с угрозой захвата Риги немцами в 1916 г. Мюльграбенская верфь была реквизирована русским правительством, четыре корабля переданы на достройку Металлическому заводу. Их следовало перевооружить под быстроходные тральщики.
Но. это тоже из области мечтаний. К 1 февраля 1917 г. готовность кораблей, заказанных Металлическому заводу, не превышала 18%, поэтому решением уже Временного правительства от 14 октября 1917 г. их постройка была приостановлена.
В общем, нанеся ущерб в 5,2 млн. рублей (большая часть которых ушла Германии) авантюра завершилась ... ничем.