Найти тему

8 способов развить критическое мышление у ребенка

Оглавление
Diego / Unsplash
Diego / Unsplash

ритическое мышление помогает нам взаимодействовать с информацией и выбирать, на основе какой информации принимать решения. Эта инструкция состоит из текстовых объяснений и упражнений, которые можно делать с детьми.

Научите выделять главное

Информация помогает принимать разные решения. Научиться выделять главное в информации поможет анализировать ее, делать выводы и составлять свое мнение.

Чтобы понять, какая информация является главной, а какая — уточняющей, нужно задать себе вопросы. Ответы на них и будут главной информацией, на основе которой можно принимать решения.

Упражнение: Главная и второстепенная информация

Прочитайте отрывок книги вместе с ребенком. Задайте вопросы, обсудите, какая информация главная, а какая — второстепенная и почему.

У платформы, запруженной людьми стоял малиновый паровоз. Вывеска сверху гласила: «Хогварц Экспресс, одиннадцать ноль-ноль». Гарри обернулся и на месте барьера увидел чугунную арку со словами «платформа девять три четверти»

Научите ребенка отделять мнение от факта

Напомните ребенку, что информация может основываться на факте или на мнении. Нужно научиться их различать, чтобы принимать решения

Факт – это что-то конкретное, точно произошедшее. Например: «На улице идет дождь». На основе этой информации можно принять решение взять с собой зонтик. «Петя говорит, что лакрица не вкусная» — это мнение. То, что Петя не любит лакрицу, не значит, что она тебе не понравится

Поощряйте вопросы

Чтобы принимать верные решения и составлять свое мнение, информацию нужно подтверждать фактами и изучать с разных сторон. Выделив главное, можно задать уточняющие вопросы

Например: «Петя говорит, что на улице холодно» — это мнение. Чтобы понять, что это значит и принять верное решение, можно задать себе вопрос: «Какая температура на улице?». С помощью ответа (например, посмотрев на градусник), вы узнаете факт, составите собственное мнение и сможете принять решение

Объясните, что у всего есть причина и следствие

Причина — это то, почему произошло какое-то событие, принятое решение, действие. Следствие — это то, что произошло. Между следствием и причиной есть связь. Обнаружить ее можно, если задать себе вопросы: «Почему? Зачем?»

Например: Можно промокнуть, потому что на улице идет дождь

Таким образом, ребенок научится определять причину, следствие и связь между ними

Как же так вышло?

Разберите ситуацию, которая произошла сегодня. Начните со слов «Сначала случилось…», а каждое следующее событие продолжите словами «А потом…» / «Поэтому…».

Нарисуйте таблицу из двух колонок, где в левой колонке будет Причина (что случилось), а в правой Следствие (что произошло после), и заполните таблицу вместе.

Добавьте описание
Добавьте описание

Расскажите, что у одной ситуации может быть много решений

Критическое мышление — это возможность видеть разные варианты действий в одинаковых ситуациях

Вы можете ходить в школу непривычными маршрутами, придумывать новые финалы любимых книг, искать разные выходы из ситуаций, с которыми сталкивается ребёнок

Так вы поможете ему или ей ориентироваться в разных ситуациях, в том числе непривычных

Показывайте пример

Дети воспроизводят поведение родителей. Поэтому лучший способ научить детей важному навыку — это применять его самим

Обращайте внимание на то, что важно, задавайте вопросы, обсуждайте причины и следствия, перепроверяйте информацию, будьте последовательны, признавайте свои ошибки и делайте выводы, поощряйте вопросы ребенка

Скачивайте памятку, чтобы не потерять информацию

Как развивать критическое мышление у ребенка | фонд Шалаш.pdf