Найти тему
Тысячеликий герой

Диалектикой природы

Здравствуйте товарищи-пацаны и товарищи-девчёнки. Добрался я наконец до более серьёзной работы, которая преисполняет нас знаниями. У нас сегодня Фридрих Энгельс со своей «Диалектикой природы». Работа сильная и довольно объёмная (хоть и незаконченная). «Центральной идеей «Диалектики природы» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения.» - как утверждают нам в предисловии. Однако, я бы больше охарактеризовал эту работу, как научный взгляд на только ещё зарождающиеся течения научной мысли, такие как химия, биология, математика и т.д., и объяснения их главного диалектического свойства. Собственно, некоторыми тезисами этого труда я и хочу с вами поделиться. Следует, однако сделать небольшую ремарку о том, что некоторые тезисы в наши дни устарели, так как наука шагнула вперёд. Например, «космогоническая теория Канта-Лапласа, отвергнута механическая гипотеза эфира, скорость электрического тока не может превышать скорости света». Однако, общая методология и общая концепция этой книги до сих пор остаются актуальными.

Пойдём по порядку и постепенно разберём каждое утверждение:

1) «Энгельс обогащает понимание закона сохранения энергии, выдвигая положение о том, что энергия неуничтожима не только в количественном, но и в качественном отношении, что в бесконечной вселенной ни одна из форм движения, не может совершенно исчезнуть как таковая.» Данная цитата взята из предисловия. Мы с вами прекрасно понимаем, что любой живой организм (или, движение) несёт в себе определённого рода материю, которая связана между собой определёнными свойствами. Под движением понимается процесс воздействия энергии. Так как, вселенная у нас бесконечна, получается, что и само движение будет бесконечным в своём глобальном понимании природы. Однако, лишь в глобальном, так как переходя в определённое количественное состояние, энергия (движение) качественно меняет свои свойства и трансформируется в другую энергию. Отсюда же и следует вывод, что энергия неуничтожима, а лишь трансформируема в нагем материальном мире. Чуть дальше мы рассмотрим вопрос ещё подробнее.

2) «Существует старое положение диалектики, перешедшей в народное сознание: крайности сходятся. Мы поэтому вряд ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства, легковерия и суеверия не у того естественно-научного направления, которое, подобно немецкой натурфилософии, пыталось втиснуть объективный мир в рамки своего субъективного мышления, а наоборот, у того противоположного направления, которое, чванясь тем, что оно пользуется только опытом, относится к мышлению с глубочайшим презрением и, действительно, дальше всего ушло по части оскудения мысли. Эта школа господствует в Англии. Уже ее родоначальник, прославленный Френсис Бэкон, жаждет применения своего нового эмпирического, индуктивного метода прежде всего для достижения следующих целей: продление жизни, омоложение в известной степени, изменение телосложения и черт лица, превращение одних тел в другие, создание новых видов, владычество над воздухом и вызывание гроз; он жалуется на то, что такого рода исследования были заброшены, и дает в своей естественной истории форменные рецепты для изготовления золота и совершения разных чудес. Точно так же и Исаак Ньютон много занимался на старости лет толкованием «Откровения» Иоанна. Поэтому нет ничего удивительного в том, что за последние годы английский эмпиризм в лице некоторых из своих, далеко не худших, представителей стал как будто бы безвозвратно жертвой импортированного из Америки духовыстукивания и духовидения.» Абзац из главы «Естествознание в мире духов.». В данном утверждении преподносится мысль извечного человеческого заблуждения и прилизывания мракобесия к различным наукам. Действительно, и по сей день мысль человека (не всех, скорее всего) будоражит ответ на вопрос - есть ли среди нас призраки, НЛО и прочая выдуманная ересь. Идеализм шагает по планете, и появляются такие замечательные истории, как... буянство умершего человека над вещами. Сколько подобных заблуждений мы слышали от наших родственников, знакомых и других людей о том, что оставленные вещи в квартире меняли своё положение, хлеб был надкусан, зеркало разбито и так далее. Попытка усомниться в данном рассказе вызывает обиду, неприятие и панику у рассказчика, дескать «ты может ещё и в Бога не веришь? И в загробную жизнь?» Да, не верю, и вам не советую, ибо не один из заявленных случаев похищения пришельцами, или, явление полтергейста доказан научно не был. Веру в подобное вскрывает нам страшные симптомы общества - засилье идеалистических воззрений. Причём, подобные вопиющие мнения подогреваются самой общественно-экономической формацией. Нам об этом рассказывают попы, псевдоучёные, и разнообразные медийные личности. Самое интересное, что эти деятели действительно любят ссылаться на эмпирический опыт прошлого (попы на свои писания, псевдоучёные на псевдоучёных предшественников, а медийные личности на всех остальных). И это неудивительно - думающий критически мыслящий человек вряд ли будет пытаться добиться справедливости в своей повседневности. Ему проще обратиться к сверхестественной божественной сущности и пощекать свой идеализм (по типу, бог им судья и т.д.). Как же удобно от такого пассивного поведения власть имущим и крохоборам различных мастей. Есть и ещё одна противная сторона данного идеалистического явления. Так как, на дворе капитализм, то подобное мракобесие жрецы идеалистической мысли превращают… в прибыль. И ведь даже не стесняются монетизировать поминки, отпевания, свадьбы, покаяния, праздники всяких святых. «В среднем стоимость отпевания в Москве составляет от 1 до 5 тысяч рублей.» - И это только одна услуга. А медийные личности любят ловить на камеру приведений, стандартно выпрашивая за это донаты в интернете (думается, все знают кто такой Дима Масленников). Идеализм опасен. Лучше от него скорее избавится. В данной главе Энгельса есть упоминания нескольких случаев обмана людей на тему приведений. Обязательно ознакомьтесь. «Презрение к диалектике не остается безнаказанным. Сколько бы пренебрежения ни выказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между собою хотя бы двух фактов природы или уразуметь существующую между ними связь. Вопрос состоит только в том, мыслят ли при этом правильно или нет, — и пренебрежение к теории является, само собою разумеется, самым верным путем к тому, чтобы мыслить натуралистически и тем самым неправильно. Но неправильное мышление, если его последовательно проводить до конца, неизбежно приводит, по давно известному диалектическому закону, к таким результатам, которые прямо противоположны его исходному пункту. И, таким образом, эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем, что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверий—современного спиритизма.»

3) Диалектика многогранна, но систематически выверена. Она сводится к трём законам: «1.Закон перехода количества в качество и обратно.

2.Закон взаимного проникновения противоположностей.

3.Закон отрицания отрицания.» К сожалению, разобрать все законы не получится, глава по «Диалектике» не является в этой книге законченной. Могу лишь отослать к другой работе Энгельса «Анти-Дюринг», там про это расписано подробнее. Но вот о самом первом законе мы всё-таки немного поговорим: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).» Отсюда следует что вся материя (или, движение) имеет свойство трансформации путём накопления определённых количественных показателей. Например:

1. Трансформация воды. Во-первых, под действием фактора температур вода может быть жидкой, твёрдой и газообразной. Подобное изменение происходит под воздействием молекул различных движений на молекулы воды.

2. Количественно качественное изменение природных катаклизмов, где один небольшой ветерок превращаемый в гигантский торнадо качественно влияет на то окружение, на которое воздействует. Пример примитивный, но показательный.

3. Количественно качественное изменение накопления капитала и перехода от одного буржуазного состояния к другому. (мелкая, средняя и крупная буржуазия).

4. Пример химического вида. «Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собою озон — тело, определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N20) от азотного ангидрида (пятиокиси азота N20 5) lПервый — это газ, второй, при обыкновенной температуре — твердое кристаллическое тело. А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими расположены еще три других окисла азота (NO, N20 3, N02), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга.»

5. Ещё один примитивнейший пример из жизни. От количества написанных в тексте слов, зависит что это будет качественно - книга, или, статья.

4) «Всякое движение связано с каким-нибудь перемещением — перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира (мы помним про эфир). Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно неотделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального.» И ведь действительно, чем выше форма, тем более невидна глазу, или, непонятно разуму человека, данный вид движения. Мы не воспринимаем электрического движения (пока пальцы в розетку не сунем), не видим движения молекул, не воспринимаем вращения Земли. Отсюда также следует вывод, что: «Если два тела действуют друг на друга так, что в результате этого получается перемещение одного из них или обоих, то перемещение это может заключаться лишь в их взаимном приближении или удалении. Они либо притягивают друг друга, либо друг друга отталкивают.» Подобное утверждение также легко доказуемо в природном понимании. Примером здесь может служить взаимодействие Луны и Земли (в книге далее по тексту есть такой пример), влияние магнита на металлы. Отсюда же следуют ещё два вывода, что: «сумма всех притяжений во вселенной равна сумме всех отталкиваний.» и «не может быть и речи ни об окончательном уравновешивании отталкивания и притяжения, ни об окончательном распределении и сосредоточении одной формы движения в одной половине материи, а другой формы его — в другой половине ее, т. е. не может быть и речи ни о взаим­ном проникновении, ни об абсолютном отделении друг от друга обоих полюсов.»

Думаю, на этом в принципе, тезисов хватит. Вообще, грубо говоря, книга действительно фундаментальная в научном плане, так как даёт более простым и понятным языком разобраться во многих перипетиях диалектики. Однозначно её советую.
#Энгельс #ФридрихЭнгельс #диалектика природы #народ #марксизм #социализм