Найти тему

Евангелие как часть Нового Завета, Москва

Оглавление
Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть»; от εὖ «добро, благо» + ἀγγελία «весть, известие») - в христианстве - весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами.

А ешё Евангелие - это книга, часть Нового Завета. Всего в Новый Завет входит 27 книг.

Я приглашаю вас в Оружейную палату - музей-сокровищницу московского Кремля, и предлагаю познакомиться с небольшой частью её книг. Книги, которые мы с вами сегодня рассмотрим, были переданы монаршими особами как вклад в тот или иной монастырь или собор/храм.

Вклад - это пожертвование в пользу богоугодных, училищных и др. заведений, в особенности в пользу церквей и монастырей. В древней Руси практиковалась в широких размерах система вкладов или вкупов, состоявшая в том, что поступавший в монастырь вносил свой вклад, как бы пай, в общее предприятие или в общий капитал, и затем рассуждал так, что, живя в монастыре, он ест и пьет свое собственное и не имеет надобности подчиняться требованиям монастырской дисциплины. Такой ненормальный порядок вещей устранен был духовным регламентом 1721 г., который от постригающегося в монашество требует желание поступать в монастырь для провождения истинно монашеской жизни, а не в качестве вкладчика, который бы, "одолжая монастырь своим вкладом, входил в него, как бы в свою вотчину, и за свой вклад, аки бы за долг некий, угодие в монастыре искал".

Вклады от монарших особ являлись подарками, пожертвованиями.

Вклад царя Ивана IV (Великого, Грозного), 1568 г.

Евангелие напрестольное – богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений.
Напрестольное, рукописное Евангелие, Москва, 1568г.
Напрестольное, рукописное Евангелие, Москва, 1568г.

Перед нами Евангелие напрестольное, рукописное, оклад выполнен мастерами Кремля, 1568 год. В работе были использованы золото, серебро, применены техники - чеканка, резьба, скань, чернь, золочение. Книга как вклад царя Ивана Грозного (1530-1584гг.) в Благовещенский собор московского Кремля. Государь был очень набожен, и вклады в соборы и монастыри были регулярными и значительными.

Вклад царя Михаила Федоровича Романова, 1632г.

Евангелие, Москва, 1632г.
Евангелие, Москва, 1632г.

Перед нами Евангелие в окладе работы московских мастеров, 1632 год. В работе были использованы золото, серебро, драгоценные камни (кабошоны), жемчуг, применены техники - чеканка, резьба, скань, эмаль, чернь, золочение. Книга как вклад первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича (1596-1645гг.) в Троице-Сергиев монастырь. Напомню, что Михаил Федорович был призван на царство Земским собором в 1613 г. после пресечения рода Рюриковичей и нескольких беспокойных лет Смуты. Был человеком благочестивым, оказывал особое покровительство монастырям, регулярно совершал паломничества для воздаяния Богу благодарностей.

Евангелие напрестольное, конец 16 века

Евангелие напрестольное, печать, конец 16 века
Евангелие напрестольное, печать, конец 16 века

Перед нами интересное Евангелие - текст книги уже не рукописный, печатный, и датирован 1677 года, а вот оклад выполнен в конце 16 века, т.е. раньше, чем произведена печать...В работе были использованы золото, серебро, драгоценные камни (кабошоны), жемчуг, применены техники - чеканка, резьба, скань, эмаль, чернь, золочение. Информации для кого была выполнена Книга, был ли это чей-то персональный вклад, к сожалению, нет. И хотя нет также информации о мастерах, выполнявших работу над окладом, можно отметить, что используемые материалы и техника оформления оклада имеют много общего с Книгой Михаила Федоровича.

Евангелие напрестольное, конец 17 века

А вот еще одна Книга, текст напечатан в Москве в 1681 году, оклад выполнен вятскими мастерами в конце 17 века. В работе использовано золото, серебро, драгоценные камни, кабошоны, эмаль, применены техники - золочение, резьба, эмаль, чеканка.

Обратите внимание на искусный, можно сказать живой растительный орнамент, выполненный эмалью. Или сменилось время и пришли новые предпочтения в декоре, или школа работы и применяемые техники московский мастеров отличались от мастеров России, в данном случае вятских. Нет броских драгоценных камней, изобилия золота, всё очень тонко и выдержано. Уникально!

Напрестольное Евангелие, Россия, конец 17 века
Напрестольное Евангелие, Россия, конец 17 века

Информации для кого была выполнена Книга, был ли это чей-то персональный вклад, к сожалению, нет.

Надеюсь вам было интересно, отметьте статью "лайком"! Делитесь в комментариях бывали ли Вы Оружейной палате? Какая из книг Вам понравилась по своему оформлению больше иных?!

#москва #оружейная палата #кремль #музей #путешествие #евангелие #вклад #монастырь #книга #история