Улица Фрунзе – бывшая Саратовская – вела от Хлебной площади к Иверскому женскому монастырю, находившемуся тогда на городской окраине. После появления новых городских доминант – драматического театра и Храма Христа Спасителя – как и другие прилегающие улицы, начала активно застраиваться.
Уже известный нам самарский купец Ливерий Николаевич Покидышев, успешно торговавший модными нарядами, карнавальными костюмами и прочим праздничным товаром, тоже в стороне не остался. В 1907-м выкупил в принадлежащем Альфреду фон Вакано квартале земельный участок с нынешним адресом Фрунзе, 140 под строительство, и к 1912-му году выстроил четырехэтажный особняк в традиционном тогда для доходных домов стиле позднего рационального модерна.
Пластика фасада сформирована трехгранными эркерами в уровне второго и третьего этажей и «задвинутым вглубь» мансардным четвертым этажом с треугольными крышами – фронтончиками над каждым окном. Завершающий штрих – фигурные аттиковые стенки над эркерами с узкими проемами-решетками.
Еще одна архитектурная находка – выделение белым цветом несущих плит балконов, эркеров и фигурных опорных кронштейнов. Скупое использование белой «отделки» на темно-сером здании вызывает ассоциации с нарядным белым воротничком на строгом деловом платье.
О дореволюционных жильцах элегантного особняка сведений не сохранилось. Зато после революции он был немедленно у владельца изъят и как-то сразу стал местом проживания всех известных самарских большевиков. Складывается впечатление, что рабоче-крестьянская власть присмотрела его для себя заранее!
В особняк заселились первый большевистский градоначальник Самары Николай Теплов и его преемник Александр Масленников, борец за Советскую власть в Поволжье Владимир Мяги.
Что касается Валериана Куйбышева, провозгласившего в ноябре 1917-го в театре «Олимп» установление власти Советов в Самаре – он тоже вместе со своей второй женой Евгенией Коган занимал квартиру в первом подъезде. Хотя, как известно, на то была воля случая – Куйбышев в те дни был очередным «дежурным» председателем комитета. Это не помешало нашему городу впоследствии носить его имя - на 57 лет «купчиха стала революционером»!
В годы Великой Отечественной в бывшем доме Покидышева проживали ведущий солист Большого театра прославленный тенор Иван Козловский, семья маршала Климента Ворошилова, племянница Надежды Аллилуевой и первый директор ракетостроительного комплекса «Прогресс» Виктор Яковлевич Литвинов.
Еще одним известным жильцом дома был композитор с мировым именем Дмитрий Шостакович. Как известно, Шостакович трижды подавал заявление с просьбой об отправке на фронт, но когда кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось, был эвакуирован в Куйбышев.
Приехав 22-го октября, первое время находился с семьей в здании школы на Самарской площади, где в классах, разгороженных простынями, жили артисты Большого театра. Через неделю заселился в одну из комнат в квартире №13 на Фрунзе,140, и смог продолжить работу над Седьмой (Ленинградской) симфонией, начатой в сентябре в блокадном Ленинграде. А в начале декабря семья переехала в двухкомнатную квартиру на Фрунзе, 146 – и гениальное произведение, значение которого уже было оценено руководством страны и должно было повлиять на всю мировую общественность – было закончено 27-го декабря 1941-го года. Считается, что трансляция Седьмой симфонии во многом способствовала изменению отношения к СССР и открытию Второго фронта.
Нынешние жители бывшего особняка Покидышева – обычные горожане, первый и цокольный этажи заняты офисами Комитета защиты прав потребителей Самарской области, НПУ Самара-реставрация, Туристического информационного центра, типографией.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В СТАТЬЕ ФОТО ВЗЯТЫ ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ