Девочка на шаре
В голубом трико,
Девочка на шаре
Так стоит легко!
Словно на поляне
В зеленом лесу,
Словно держит воздух
Ее на весу!
(Ю.Ким)
Я не собираюсь писать здесь о нелегкой жизни цирковых артистов, о которой пишут и переписывают искусствоведы. Я не вижу в этой картине драмы кочевой жизни. Эта девочка улыбается, и вся картина пронизана легкостью.
По всей видимости мужчина атлетического сложения на переднем плане - это отец, а все действующие лица на картине - это одна семья.
Гармония во всем
Картина построена на множестве контрастов. Сразу бросаются в глаза тонкая и легкая фигура девочки и массивная и тяжелая фигура мужчины. Она весела, расслаблена и беззаботна, он - напряжен, суров и сосредоточен. Она устремилась в небо - он прикован к земле. Она женщина, он - мужчина, она дочь, он - отец. Она - воплощение грации, он - силы.
Также контрастируют цвета главных героев. Девочка одета в светлые холодные краски, от чего ее фигура кажется еще более воздушной, а отец - в светлые теплые, которые смягчают массу его тела, иначе бы правый нижний угол картины значительно перевешивал бы левый.
Маленький шар за счет темного цвета кажется более тяжелым и устойчивым, а большой светлый куб, на котором сидит отец, наоборот не выглядит таким уж массивным. Эти противоположности уравновешивают друг друга, создавая гармонию на холсте.
От гармонии форм переходим к гармонии цветов. картина выдержана в розово-голубых нежных тонах. Цвет тела отца и его майка гармонируют с пейзажем. Синий цвет одежды отца и синяя материя на переднем плане, светлый синий в одежде девочки и женщины на дальнем плане создают видимость перспективы, также перспективу создают и сами фигуры - от большой массивной к маленькой.
Интересно как Пикассо ведет взгляд зрителя от большой фигуры отца к шару, на который он смотрит, чтобы вовремя подстраховать, к лицу девочки, которая балансирует на этом шаре, и далее вглубь к фигурам женщины с ребенком и лошади, проводя его по всей картине от переднего плана к дальнему.
Фигура девочки связывает собою все планы картины, объединяя их, собирая все элементы в единое целое, это и есть композиция, все они взаимосвязаны, и нет ни одного лишнего или случайного.
А стоит ли искать тайные смыслы
Размышляя над тем, что хотел сказать художник, можно залезть глубоко в дебри и напридумывать того, о чем Пикассо даже и не думал. Можно только предполагать, имеют ли какое-то особое значение фигуры женщины с ребенком и белой лошади на дальнем плане.
Например, возможно они означают, что девочка балансирует между жизнью, которую символизирует женщина с ребенком, и смертью, которую символизирует белая лошадь. Это просто предположение, такое же, как выбор между оседлой семейной жизнью и кочевой свободной жизнью бродячего артиста - посмотрите, мать с ребенком смотрит на белую лошадь и как будто бы завидует ей или мечтает. Куда склонится чаша весов? Ведь если присмотреться, фигура девочки с поднятыми руками выглядит как своего рода весы.
Другой смысл - это шаткость земной жизни, шар - символизирует Землю, а девочка- человеческую жизнь или даже все человечество. В этой трактовке я лично сомневаюсь. Почему просто не предположить очевидное, что это семья странствующих артистов, остановившаяся где-то загородом на пустыре, чтобы отдохнуть и порепетировать.
Стоит задать вопрос, а что делают люди на картине? Мы видим девочку, которая балансирует на шаре, подняв к небу руки, и ее отца, которые напряжен и как будто бы готов сорваться с места в любой момент, чтобы подхватить ее, если она вдруг начнет падать. Он ее опора, так же как он является опорой всей картины. Она беззащитная и хрупкая мечтательница, ребенок, нуждающийся в защите и помощи отца, чтобы вырасти , окрепнуть и покинуть свой дом. В моем понимании на картине изображена именно отцовская любовь.
В любом случае, понимание живописи не сводится к тому, чтобы правильно угадать то, что имел в виду художник, а скорее к диалогу с автором, в результате которого вы можете быть с ним согласны, либо наоборот разойтись во взглядах. Ваше понимание - это ваше понимание.
#