Найти тему
Читаем живопись

Читаем картину Пабло Пикассо "Девочка на шаре"

Оглавление
Девочка на шаре
В голубом трико,
Девочка на шаре
Так стоит легко!
Словно на поляне
В зеленом лесу,
Словно держит воздух
Ее на весу!
(Ю.Ким)

Я не собираюсь писать здесь о нелегкой жизни цирковых артистов, о которой пишут и переписывают искусствоведы. Я не вижу в этой картине драмы кочевой жизни. Эта девочка улыбается, и вся картина пронизана легкостью.

Пабло Пикассо "Девочка на шаре" 1905 г.
Пабло Пикассо "Девочка на шаре" 1905 г.

По всей видимости мужчина атлетического сложения на переднем плане - это отец, а все действующие лица на картине - это одна семья.

Гармония во всем

Картина построена на множестве контрастов. Сразу бросаются в глаза тонкая и легкая фигура девочки и массивная и тяжелая фигура мужчины. Она весела, расслаблена и беззаботна, он - напряжен, суров и сосредоточен. Она устремилась в небо - он прикован к земле. Она женщина, он - мужчина, она дочь, он - отец. Она - воплощение грации, он - силы.

Также контрастируют цвета главных героев. Девочка одета в светлые холодные краски, от чего ее фигура кажется еще более воздушной, а отец - в светлые теплые, которые смягчают массу его тела, иначе бы правый нижний угол картины значительно перевешивал бы левый.

Маленький шар за счет темного цвета кажется более тяжелым и устойчивым, а большой светлый куб, на котором сидит отец, наоборот не выглядит таким уж массивным. Эти противоположности уравновешивают друг друга, создавая гармонию на холсте.

Направление взгляда зрителя
Направление взгляда зрителя

От гармонии форм переходим к гармонии цветов. картина выдержана в розово-голубых нежных тонах. Цвет тела отца и его майка гармонируют с пейзажем. Синий цвет одежды отца и синяя материя на переднем плане, светлый синий в одежде девочки и женщины на дальнем плане создают видимость перспективы, также перспективу создают и сами фигуры - от большой массивной к маленькой.

Интересно как Пикассо ведет взгляд зрителя от большой фигуры отца к шару, на который он смотрит, чтобы вовремя подстраховать, к лицу девочки, которая балансирует на этом шаре, и далее вглубь к фигурам женщины с ребенком и лошади, проводя его по всей картине от переднего плана к дальнему.

Фигура девочки связывает собою все планы картины, объединяя их, собирая все элементы в единое целое, это и есть композиция, все они взаимосвязаны, и нет ни одного лишнего или случайного.

А стоит ли искать тайные смыслы

Размышляя над тем, что хотел сказать художник, можно залезть глубоко в дебри и напридумывать того, о чем Пикассо даже и не думал. Можно только предполагать, имеют ли какое-то особое значение фигуры женщины с ребенком и белой лошади на дальнем плане.

Например, возможно они означают, что девочка балансирует между жизнью, которую символизирует женщина с ребенком, и смертью, которую символизирует белая лошадь. Это просто предположение, такое же, как выбор между оседлой семейной жизнью и кочевой свободной жизнью бродячего артиста - посмотрите, мать с ребенком смотрит на белую лошадь и как будто бы завидует ей или мечтает. Куда склонится чаша весов? Ведь если присмотреться, фигура девочки с поднятыми руками выглядит как своего рода весы.

Другой смысл - это шаткость земной жизни, шар - символизирует Землю, а девочка- человеческую жизнь или даже все человечество. В этой трактовке я лично сомневаюсь. Почему просто не предположить очевидное, что это семья странствующих артистов, остановившаяся где-то загородом на пустыре, чтобы отдохнуть и порепетировать.

Стоит задать вопрос, а что делают люди на картине? Мы видим девочку, которая балансирует на шаре, подняв к небу руки, и ее отца, которые напряжен и как будто бы готов сорваться с места в любой момент, чтобы подхватить ее, если она вдруг начнет падать. Он ее опора, так же как он является опорой всей картины. Она беззащитная и хрупкая мечтательница, ребенок, нуждающийся в защите и помощи отца, чтобы вырасти , окрепнуть и покинуть свой дом. В моем понимании на картине изображена именно отцовская любовь.

В любом случае, понимание живописи не сводится к тому, чтобы правильно угадать то, что имел в виду художник, а скорее к диалогу с автором, в результате которого вы можете быть с ним согласны, либо наоборот разойтись во взглядах. Ваше понимание - это ваше понимание.

#