В интерьерный подборках у меня, как правило, фотографии превалируют над текстом. Это не удивительно поскольку, в большинстве случаев, истории самих зданий с подобными интерьерами описаны уже довольно давно и довольно подробно. И данный случай не исключение. Так что текст тут будет коротким.
Особняк для очень состоятельной вдовы – княгини Марии Федоровны Барятинской и ее семейства на Сергиевской улице был построен в 1839-м. Планы и чертежи сей постройки были подписаны известным столичным архитектором Егором Ивановичем Диммертом. Впрочем, если говорить не о самом здании, а о его интерьерах, то специалисты очень обоснованно предполагают, что их автором был только еще начинавший свою блестящую карьеру в Петербурге, протеже Александра Павловича Брюллова, 25 летний Гаральд Андреевич Боссе. Впоследствии именно Гаральд Андреевич будет исполнителем многочисленных архитектурных заказов семейства Барятинских и именно он будет заниматься расширением и различными перестройками этого особняка вплоть до своего отъезда из России. После Боссе дальнейшие переделки для Барятинских будет вести Александр Иванович Мерц, но самые большие изменения будут сделаны значительно позже, после того как здание сменит владельца.
В 1896-м особняк на Сергиевской был приобретен ведомством императорского двора. Сия покупка была сделана для члена императорского дома Георгия Максимилиановича Лейхтенбергского. Но после вторичного брака, заключенного фактически по приказу императора, герцог, не любивший новую супругу, все свое время проводил за границей. В конечном итоге, в 1901-м, особняк стал свадебным подарком для младшей сестры императора Николая II – великой княжны Ольги Александровны, которая вышла замуж за Петра Александровича Ольденбургского (брак будет расторгнут в 1916-м, но это совсем другая история). По такому случаю особняк был переименован в дворец и в нем были проведены серьезные ремонтные работы, которые предусматривали и модернизацию интерьеров…
Судя по всему общее руководство перестройкой было доверено придворному архитектору Александру Ивановичу фон Гогену, но участие в проекте принимал целый коллектив авторов. Реставрацией того, что было решено сохранить занимался Степан Самойлович Кричинский. Собственно обновлением и переделкой – талантливый художник-архитектор Михаил Хаимович Дубинский со своим коллегой Рубцовым. Самое интересное, что даже с учетом нового времени и новой моды в отделке интерьеров, авторы очень бережно и аккуратно обошлись с тем, что было ранее создано Боссе. Небольшая, но изящная парадная лестница по сути сохранила первоначальную планировку.
Малая столовая – дубовую отделку и кессонированные потолки в которые были очень аккуратно интегрированы новые модерновые детали.
Большая столовая – излюбленный Боссе вариант «помпейского стиля» тоже дополнен отдельными деталями очень аккуратно.
Готический зал был уже полностью переделан «под модерн», хотя переходя от помещения к помещению резкого диссонанса такое решение не вызывает.
Большой зал был вновь отделан самым последним и, на мой взгляд, он стал своеобразным реверансом самым известным интерьерным работам Гаральда Андреевича. Тут конечно тоже чувствуется влияние модерна, но отдельные детали вполне узнаваемы.
В целом работы для новых владельцев велись достаточно масштабные, но время обошлось с этим зданием не милосердно. До наших дней сохранилось и было отреставрировано не очень много, но сохранившееся достойно внимания на мой взгляд.
P.S. Разбирать фото интерьеров всегда большая морока. Особенно когда ты понимаешь, что из пары сотен, придется использовать максимум пару десятков, а то и меньше. Постарался отобрать, не столько самые красивые, сколько самые репрезентативные. Впрочем судите сами.