Найти тему

Очень сложно и очень красиво: перегородчатая эмаль

Перегородчатая эмаль — одна из сложнейших ювелирных техник. Чтобы создать изображение, мастер напаивал тонкие перегородки из золотой проволоки на гладкую поверхность предмета, затем каждую замкнутую ячейку наполнял эмалью определенного цвета и оттенка, и несколько раз обжигал в печи готовое произведение. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом, а золотые ниточки-перегородки оставались видны между разноцветными эмалями. Затем ювелир полировал украшение до блеска.

Одно из самых известных произведений в технике перегородчатой эмали — это бармы из Рязанского клада, о них мы говорили не раз. Сегодня покажем вам и другие замечательные памятники из нашего собрания.

Пластина декоративная с изображением птицы. Константинополь (?), IX в. Размеры: 2,4 х 2,1 х 2 см.
Пластина декоративная с изображением птицы. Константинополь (?), IX в. Размеры: 2,4 х 2,1 х 2 см.
Звено от височных подвесок. Византия (?), XII в. Размеры: 2 х 1,8 см (с петельками).
Звено от височных подвесок. Византия (?), XII в. Размеры: 2 х 1,8 см (с петельками).
Колт. Древняя Русь, Киев, XII в. Размеры 5,6 х 4,5 см.
Колт. Древняя Русь, Киев, XII в. Размеры 5,6 х 4,5 см.
Наперсная икона «Распятие с предстоящими». Константинополь, конец X - начало XI в. Размеры: 5,6 см х  4,5 см. Оправа - Русь, XI-XII вв. Размеры: 6х4,5 см.
Наперсная икона «Распятие с предстоящими». Константинополь, конец X - начало XI в. Размеры: 5,6 см х 4,5 см. Оправа - Русь, XI-XII вв. Размеры: 6х4,5 см.
Крышка мощевика с образом Христа Пантократора. Эмаль — Константинополь, XI-XII вв. Оправа - Русь, XIII, первая треть XIV в. Размеры: 6,7 х 6,5 см.
Крышка мощевика с образом Христа Пантократора. Эмаль — Константинополь, XI-XII вв. Оправа - Русь, XIII, первая треть XIV в. Размеры: 6,7 х 6,5 см.
Пластины «Святители Николай Мирликийский, Василий Великий». Византия, Константинополь (?), середина XIII в. Складень — XIX в. Высота: 3,9 см (створок); ширина: 3,3 см (створок); ширина в раскрытом виде: 6,6 см.
Пластины «Святители Николай Мирликийский, Василий Великий». Византия, Константинополь (?), середина XIII в. Складень — XIX в. Высота: 3,9 см (створок); ширина: 3,3 см (створок); ширина в раскрытом виде: 6,6 см.
Декоративная пластина от оклада иконы. Константинополь, X-XII вв. Размеры: 3,4 х 0,8 см.
Декоративная пластина от оклада иконы. Константинополь, X-XII вв. Размеры: 3,4 х 0,8 см.
Богоматерь. Центральный медальон «Рязанских барм». Константинополь, вторая половина XI-начало XII в. Оправа — Русь, конец XII-начало XIII вв. Размеры: 4 х 2,3 х - 2,3 см.
Богоматерь. Центральный медальон «Рязанских барм». Константинополь, вторая половина XI-начало XII в. Оправа — Русь, конец XII-начало XIII вв. Размеры: 4 х 2,3 х - 2,3 см.
Пластина «Христос Пантократор». Эмаль — Константинополь, XI-XII вв. Оправа — Русь, XIII - первая треть XIV в. Размеры: 6,7 х 6,5 см.
Пластина «Христос Пантократор». Эмаль — Константинополь, XI-XII вв. Оправа — Русь, XIII - первая треть XIV в. Размеры: 6,7 х 6,5 см.
Подвеска в форме храмика («сионец») с эмалевым изображением неизвестного святого. Рязань (?), XII– начало XIII в. 4,0 х 2,3 см.
Подвеска в форме храмика («сионец») с эмалевым изображением неизвестного святого. Рязань (?), XII– начало XIII в. 4,0 х 2,3 см.

© Музеи Московского Кремля