Найти в Дзене
PROART COMPANY

ЧЕТЫРЕ ИСТОРИИ О СИЛЕ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА

Понятие "уличное искусство" активно используется во многих современных исследованиях города и общества. Современное уличное искусство, такое, каким мы привыкли его видеть, возникло относительно недавно. Родиной граффити принято считать Филадельфию. Именно там в 1960-х появились первые художники, которые начали оставлять свои подписи на стенах. Сначала это было обычным способом самовыражения, который, стоит признать, довольно быстро превратился в соревнование. Это и сподвигло художников придумывать новые виды и техники исполнения надписей. Новое течение ставило своей главной целью приспособление объектов творчества под городскую среду. В отличие от граффити, стрит-арт композиции адаптируются под восприятие публики: образы несут в себе определенный эмоциональный заряд, смысловую нагрузку и удобно считываются на ходу. Работы художников как будто присваивают себе часть городского ландшафта и начинают диктовать свое прочтение прохожему, вовлекая его в диалог, моделируя различные сиюминутные

Понятие "уличное искусство" активно используется во многих современных исследованиях города и общества.

Современное уличное искусство, такое, каким мы привыкли его видеть, возникло относительно недавно. Родиной граффити принято считать Филадельфию. Именно там в 1960-х появились первые художники, которые начали оставлять свои подписи на стенах. Сначала это было обычным способом самовыражения, который, стоит признать, довольно быстро превратился в соревнование. Это и сподвигло художников придумывать новые виды и техники исполнения надписей.

Новое течение ставило своей главной целью приспособление объектов творчества под городскую среду. В отличие от граффити, стрит-арт композиции адаптируются под восприятие публики: образы несут в себе определенный эмоциональный заряд, смысловую нагрузку и удобно считываются на ходу. Работы художников как будто присваивают себе часть городского ландшафта и начинают диктовать свое прочтение прохожему, вовлекая его в диалог, моделируя различные сиюминутные мысли и идеи.

Мы хотим с вами поделиться историями о силе уличного искусства.

СИТУАЦИОНИСТСКИЕ ГРАФФИТИ

В 1968 году ситуационистские граффити, плакаты и листовки захватили Париж. Граффити стало способом сделать политику гласной. Ироничное и критически настроенное уличное творчество подпитывало дух повсеместных забастовок, инициированных группой студентов-ситуационистов. Именно они стали движущей силой революции.

Граффити "Долой назаретскую жабу", сделанное участниками Комитета Бешеных-Ситуационистского интернационала К. Себастьяни и Р. Вьене на стене оккупированной студентами Сорбонны в мае 1968 г.
Граффити "Долой назаретскую жабу", сделанное участниками Комитета Бешеных-Ситуационистского интернационала К. Себастьяни и Р. Вьене на стене оккупированной студентами Сорбонны в мае 1968 г.

Одни из самых известных ситуационистских лозунгов, нанесенных на стены Парижа средствами граффити, звучали так:

- «Скука контрреволюционна»

- «Будьте реалистами, требуйте возможного!»

- «Под булыжниками мостовой – пляж!»

- «Запрещать запрещено»

- «Вся власть воображению!»

Выполненные на грани серьезных требований иронии и абсурда, они стали продолжением авангардной формы искусства, стремящейся к самоутверждению и стиранию границ между искусством, жизнью и политикой.

Ги Дебор. Директива "Преодоление искусства". 1963
Ги Дебор. Директива "Преодоление искусства". 1963

ТЕОРИЯ РАЗБИТЫХ ОКОН

В 80-х годах прошлого века Нью-Йорк представлял собой не самый безопасный город в США: банды преступников держали в страхе город, а бесконечные граффити в вагонах метро и на стенах домов ясно давали понять, что общественный порядок здесь мало кто соблюдает. Неизвестно, как бы город выглядел сегодня, если бы его руководители не применили на практике интересную теорию разбитых окон.

Эта теория, возникшая на стыке социологии и криминалистики, предполагает связь между нарушениями общественного порядка и более тяжелыми преступлениями. Например, если в здании разбито окно и стекло долгое время не вставляют, то в скором времени не останется ни одного целого окна. Также уличные граффити и разбросанный мусор способствуют совершению других правонарушений под лозунгом: «Если кому-то можно, то и мне разрешено».

-3

Теория разбитых окон применима и для уличного искусства.

Для городов важно принимать у себя больше туристов, и, возможно, в скором времени объекты паблик-арта станут новыми городскими достопримечательностями. Важно иметь развитую среду. Приятно жить в городе с красивой архитектурой, парком, интересными и красивыми местами. Но сейчас большинство наших сограждан живут в абсолютно серых городах. Такая среда негативно влияет на людей, поэтому жизненно необходимо видеть искусство каждый день. Красивая среда меняет людей — теория разбитых окон работает.

-4

ТЕОРИЯ РАЗБИТЫХ ОКОН

В 80-х годах прошлого века Нью-Йорк представлял собой не самый безопасный город в США: банды преступников держали в страхе город, а бесконечные граффити в вагонах метро и на стенах домов ясно давали понять, что общественный порядок здесь мало кто соблюдает. Неизвестно, как бы город выглядел сегодня, если бы его руководители не применили на практике интересную теорию разбитых окон.

Эта теория, возникшая на стыке социологии и криминалистики, предполагает связь между нарушениями общественного порядка и более тяжелыми преступлениями. Например, если в здании разбито окно и стекло долгое время не вставляют, то в скором времени не останется ни одного целого окна. Также уличные граффити и разбросанный мусор способствуют совершению других правонарушений под лозунгом: «Если кому-то можно, то и мне разрешено».

Теория разбитых окон применима и для уличного искусства.

Для городов важно принимать у себя больше туристов, и, возможно, в скором времени объекты паблик-арта станут новыми городскими достопримечательностями. Важно иметь развитую среду. Приятно жить в городе с красивой архитектурой, парком, интересными и красивыми местами. Но сейчас большинство наших сограждан живут в абсолютно серых городах. Такая среда негативно влияет на людей, поэтому жизненно необходимо видеть искусство каждый день. Красивая среда меняет людей — теория разбитых окон работает.

-5

ПАРТИЗАНИНГ

«Партизанинг» (англ. Partizaning) — явление, рожденное (29 ноября 2011) на стыке уличного искусства и городского активизма. Этот термин был придуман группой уличных художников, искусствоведов и исследователей из Москвы, где остроумное частное несанкционированное никем высказывание или действие, может стать ключевой формой социальных и культурных изменений.

Под «партизанингом» понимается социально ориентированные городские интервенции и прочие тактики, направленные на изменение и переосмысление городской среды, а также взлом повседневности. Часто подобные проекты реализуются простыми горожанами или с вовлечением их, многие из них анонимны и не претендуют на то, чтобы называться искусством.

Примером партизанинга является художник-керамист из Иркутска Иван Кравченко, который сделал «заплатки» на разрушенном асфальте. Работа выполнена в рамках проекта «Заплатки для города», который художник начал реализовывать в Иркутске, а затем – продолжил в столице, после того, как туда переехал.

-6

«Я ставлю новую заплатку, не называя место. Люди выходят и начинают ее искать. Кто ее нашел, отписывается», – поделился с изданием Иван.

Проект реализуется для того, чтобы обратить внимание на городские проблемы, а также с целью преобразовать окружающее пространство. Прежде чем сделать новую работу, художник выбирает ямку, замеряет ее, после чего изготавливает по размеру фрагмент из керамической глины, обжигает его и закрепляет с помощью цемента.

-7

Подводя итог, хочется заметить, что уличное искусство интересно не только как объект исследования, но и как инструмент. Мы видим, что на протяжении всей истории развития уличного искусства данная практика была связана с различными группами населения и имела смысл не только для участников, но и для зрителей. Тем не менее главной целью уличного искусства была коммуникация. Изучая различные формы коммуникации и то, как она выстраивается на улицах наших городов, мы можем лучше понять, как, на каких условиях и кто имеет право и возможность высказываться в пространстве города.

При написании статьи использовались следующие источники:

#проарт #проартиркутск #proart #proartcompany #услуги_proart