43 года назад, в 1979 году, состоялась премьера мелодрамы «Москва слезам не верит».
Автор сценария – Валентин Черных. Режиссер-Владимир Меньшов. В фильме снимались звезды советского кино актеры того времени: Вера Алентова, Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Раиса Рязанова, Юрий Васильев, Олег Табаков, Лия Ахеджакова, Владимир Басов.
Фильм произвел фурор. В 1981 году он был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.
Попробуем разобраться в сути фильма, тем более что за обилием крупных планов, звездных имен и убаюкивающей песни теряется основной посыл картины. И за суть выдается то, чего и не следовало бы так выпячивать. Тем более, что эта тема актуальна во все времена.
Сюжет фильма прост донельзя. Три девушки приехали в Москву, чтобы найти работу и устроить свою жизнь.
У одной из них – скромной Антонины есть жених, за которого она выйдет замуж, родит троих детей и найдет счастье в тихой семейной жизни. У нее нет крупных планов лица, нет пышных и соблазнительных нарядов, она не находится в сомнительных компаниях.
Зато у других героинь, которые сверкают на экране, все по-другому. В стремлении хорошо устроится в жизни, они начинают ее с вранья. В чужой престижной, сталинской высотке две куколки выдают себя за профессорских дочек, гостям, которые охотно клюнули на это, потому что сами пришли туда в надежде поймать за хвост синюю птицу счастья. Но как говорится: как ты - так и тебе. Ты обманул и тебя обманули.
Не сложились личное счастье у героини Катерины, несмотря на то, что экран во второй серии постоянно доказывает нам обратное, потому что она из слесаря добралась до директора комбината и депутата Моссовета, у нее есть квартира, машина, взрослая дочь и представительный любовник.
Именно на последнем, а точнее личной жизни стоит остановиться, так как авторы фильма чрезвычайно заостряют этот вопрос и делают из него конфетку, которую простодушный зритель благополучно проглатывает, наивно полая, что это и есть настоящее женское счастье - быть социально состоявшейся женщиной и иметь любовника. Как в дальнейшем увидим, что и не одного. И сколько женщин повелось на этот подвох - имя им легион.
Итак, очередной любовник Катерины — Георгий Иванович (Гоша/ Гога/ Жора/ Юрий), слесарь из НИИ, при знакомстве уже дал ей понять, что никакой любви с его стороны быть не может. Как? Например: фразой, что денег на такси у него только в одну сторону, а дальше, войдя в ее квартиру, уже с порога заявил, что она ему подойдет, потом еще блистательнее по отношению к своей новой знакомой - бесцеремонное приглашение на пикник и курение в ее постели. Короче – отталкивающая личность, подтверждающая это в дальнейшем и недельным запоем.
Поэтому реплика героини, которая вся в слезах, растрепана и в глубокой депрессии о том, как долго она его ждала ( на что получила ответ, что всего-то восемь дней), у нормального зрителя вызывает недоумение – так это и есть мораль фильма: снова и снова принимать в объятия мужчин, которые ее ни во что не ставят? Интересно сколько людей поверило, что так поступать закономерно и правильно? Сколько судеб полетело в тартарары? Ведь фильм был на пике популярности.
Так и напоминает диалог Огудаловой с Карандышевым из фильма «Жестокий романс»:
- Кто приехал - то?
- Промотавшийся кутила, развратный человек! И весь город рад! Ой, нравы!
- Да кто приехал-то?
- Ваш Сергей Сергеевич Паратов!
Ну, а третья героиня фильма Людмила, в головокружительном исполнении Ирины Муравьевой, побивает все рекорды по тому, как из нормального мужчины сделать ничтожество. Все красиво показано. Семья же Антонины, как образец женского счастья, осталась на задворках, она мелькает лишь как фон для устранения депрессий у Катерины.
Почему тогда вручили американского "Оскар" советскому фильму - это понятно. А вот Государственную премию этому фильму дали, как пример для подражания главной героине?
ДРУЗЬЯ! Что вы думаете по этому поводу?
Если есть личные вопросы, то пишите:
svet-mann@yandex.ru