Ямальские юные пианисты регулярно участвуют в конкурсах различного уровня. Для них это бесценный опыт, который позволяет расти в своём мастерстве и не бояться ошибок.
Автор «Ямальского меридиана» поговорила с преподавателем детской школы искусств из Лабытнанги Ларисой Ерёменко о том, как её дарования готовятся к выступлениям и настраиваются на успех.
Педагоги и воспитанники детской школы искусств из Лабытнанги, похоже, завели традицию. Они вновь побывали в Санкт-Петербурге и привезли оттуда победы в музыкальных конкурсах.
Юные пианистки из Лабытнанги. Фото: из личного архива Ларисы Ерёменко
Год назад пианистки Софья Дубяга, Аня Маркелова, Саша Форостяная и Ева Кузьмина под руководством своего преподавателя Ларисы Борисовны Ерёменко представили наш регион на конкурсе исполнительского мастерства «Виват, Петербург!» и в международном конкурсе-фестивале музыкально-художественного творчества «Голоса Победы. Ленинград». Из Северной столицы они вернулись домой с наградами, получив звания дипломантов и лауреатов. Наши звёздочки, воодушевлённые этими победами, решили повторить свой успех. И вот весной 2022 года им вновь рукоплескали строгое жюри и восторженная публика, а в копилке достижений — очередные дипломы и кубки победителей. Только на этот раз юные музыканты из Лабытнанги выступили уже не в двух, а сразу в трёх конкурсах, куда съехались участники со всех регионов России, а также Кореи и Китая.
:
Когда мы с девочками впервые побывали в Санкт-Петербурге, просто влюбились в этот удивительно красивый город. Посовещавшись с ребятами и родителями, решили, что в этом году снова поедем в Питер. Аня и Софья, которые играют у нас дуэтом, после окончания музыкальной и общеобразовательной школ намерены приехать сюда, чтобы продолжить обучение в музыкальном училище, и готовы прилагать все усилия, чтобы их мечта осуществилась.
Лариса Ерёменкопреподаватель детской школы искусств из Лабытнанги
Родители, в свою очередь, готовы поддержать любые решения будущих выпускниц и не против переезда в Питер, быть может даже всей семьёй.
Санкт-Петербург. Фото: из личного архива Ларисы Ерёменко
Ева в дальнейшем, возможно, будет учиться на теоретическом отделении.
– Она у нас очень хороший теоретик, буквально ходячая энциклопедия — всё помнит и знает, и ей очень нравится этим заниматься, — с улыбкой и теплотой отзывается о своей воспитаннице Лариса Борисовна.
О первой победе
В этом году состав делегации из Лабытнанги немного поменялся: Александра Форостяная уже выпустилась из музыкальной школы, а вот вместе с Евой Кузьминой на этот раз покорять петербургского зрителя отправился её младший брат — семилетний Саша, который занимается в музыкальной школе только первый год. Он играет на ударных инструментах и стал самым юным участником.
Для первого выступления на большой сцене, когда ему на пианино аккомпанировала Лариса Борисовна, Саша отлично себя проявил и стал лауреатом 2 степени. Начинающий музыкант признаётся, что волновался и даже чуточку сбился, но не растерялся, продолжил выступление и сумел растопить сердца жюри.
Юный ударник Саша Форостяной. Фото: из личного архива Ларисы Ерёменко
Без права на ошибку
Подбор репертуара для конкурсного выступления — один из самых важных моментов. С лёгкими произведениями ехать на конкурс смысла нет: чтобы судьям было что оценивать, выбирается программа повышенной сложности.
Более того, под каждого ребёнка Лариса Борисовна подбирает именно то, что подчеркнёт его талант и индивидуальность.
– Кому-то более подойдёт кантилена (протяжная лиричная мелодия), кому-то, наоборот, нужны динамичные, технически сложные произведения, — поясняет Лариса Ерёменко.
По словам педагога, она подыскивает подходящие произведения для своих воспитанников, а дети, прослушав их, уже сами выбирают, что откликается у них в душе и что они хотят сыграть.
Дуэт ямальских пианисток. Фото: из личного архива Ларисы Ерёменко
Когда выбор сделан, ребята осваивают технику исполнения и затем, ещё задолго до конкурса, пробуют выступить с этим материалом на различных сценах, чтобы, образно выражаясь, «обкатать» произведение.
Игра на фортепиано — это живое искусство, которое происходит здесь и сейчас. Если художник рисует картину, вкладывая в неё свою душу, созерцающие видят лишь конечный результат. Пианист же показывает своё мастерство, свои эмоции в процессе звучания музыки. Конечно, здесь может присутствовать волнение, а потому одно и то же произведение музыкант может сыграть по-разному. Вот только у пианистов — участников масштабных конкурсов — нет права на ошибку. Они не должны допускать остановок, срывов и т.п.
Воспитанницы Ларисы Ерёменко. Фото: из личного архива Ларисы Ерёменко
Эмоциональная игра — умение передать музыку так, чтобы зритель ощутил весь спектр чувств, которые она в себе несёт. Это под силу только настоящим мастерам, и с этой задачей успешно справились юные северянки, покорившие зал своим артистизмом и ставшие лауреатами 1, 2 и 3 степени.
«Я привезу только первое место», — уверенно говорила своим родителям Аня Маркелова, собираясь на очередной конкурс.
– Так и получилось, — радуется за дочку мама Екатерина Владимировна. — Аня настолько уверенно чувствует себя, когда занимается музыкой, что складывается ощущение, будто она вообще не волнуется. Всегда её поддерживаю и говорю: «Представь, что играешь просто в классе или дома, словно ты одна и за тобой не наблюдает целый зал».
Риск — дело благородное
Вместе с тем судьи оценивают технику исполнения, темп, динамику, штрихи — всё это должно быть выполнено безукоризненно: классическая музыка требует грамотности и точности.
Впрочем, не всегда со сцены звучат только классические произведения. Лариса Борисовна сделала для своих подопечных уникальную подборку. Помимо Эдварда Грига, Карла Черни, Яна Ваньхаля, Дмитрия Шостаковича, в конкурсной программе лабытнангских пианисток, в исполнении фортепианного дуэта, прозвучало произведение современного композитора Виталия Неугасимова «Румба для Иоганна». Это необычное, мелодичное и яркое произведение, написанное в стиле Баха в ритмической аранжировке латиноамериканского танца румба. Нотный сборник, куда входит это произведение, достать было не так-то просто, так как печатается он только в Оксфорде, поэтому Лариса Борисовна заказывала его в Лондоне.
Лариса Борисовна сделала для своих подопечных уникальную подборку произведений. Фото: из личного архива Ларисы Ерёменко
– Конечно, мы пошли на эксперимент — это был своего рода риск. Ведь на подобных конкурсах всё же, как правило, звучит классическая музыка, к тому же мы не знали предпочтений жюри — вдруг кто-то из них не приемлет подобного. Но в нашем случае этот риск оказался оправдан, — рассказала Лариса Борисовна.
Саму её весьма впечатлила игра ребят из Кореи.
– Их исполнение отличается высокой технической подготовкой, а также музыкальной одухотворённостью… — отметила педагог. — На конкурсе важно не только то, какое произведение играет исполнитель, но и с каким мастерством он это делает.
Теперь, ещё лучше узнав закулисье столичных конкурсов и атмосферу в зрительных залах, она уверена: в следующем году они вновь обязательно поедут в волшебный город Санкт-Петербург, где сбываются мечты юных дарований. Мотивация у будущих выпускниц музыкальной школы, которые намерены там учиться, а возможно, и сделать карьеру, просто колоссальная. А вместе с ними на новые конкурсы, скорее всего, отправится и подрастающая смена: у Ларисы Борисовны появились новые, ещё совсем маленькие воспитанники, которые пришли к ней в первый класс познавать музыку.
Мастера красок
В Санкт-Петербурге в международных конкурсах инструментального и художественного мастерства участвовали также юные художники школы искусств г. Лабытнанги. Педагог художественного отделения Ольга Кузьмина привозила на суд жюри три десятка картин педагогов и учеников школы, в том числе и свою работу. Работы были выполнены в разных техниках, и все они вошли в число финалистов. Таким образом, художники и музыканты школы искусств после трёх конкурсных дней привезли домой из Санкт-Петербурга в общей сложности 42 диплома.
Текст: Алла Маковеева
Журнал «Ямальский меридиан», №8